Главная городская газета

Паспорт «Пересвета»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью

Один из без вести пропавших. Из дневника лейтенанта Сенева

За день до самой печальной даты в истории России «СПб ведомости» предлагают взглянуть на Великую отечественную войну глазами очевидца. Читать полностью

Куда исчез Вороний камень?

Научные экспедиции продолжают искать место Ледового побоища. О их достижениях и неудачах - в специальном материале «СПб ведомостей». Читать полностью

Тендер на строительство музея блокады открыт

После долгих споров выбрано место для строительства музейно-выставочного комплекса. Так где же будет реализован проект? Читать полностью

Не забудь зажечь свечу

22 июня ровно в 4 часа... или несколько позже в окнах многих домов страны загорятся свечи памяти. Читать полностью
Паспорт «Пересвета» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Небольшая табличка-пластина - серебряная, хромированная стальная или латунная, размером с ладонь, с закругленными углами - своеобразный паспорт корабля. Ни в одном другом музее нет такой обширной и разнообразной коллекции. Во время церемонии закладки судна эту табличку, по традиции, помещают в металлический карман на закладной секции, которую на стапеле устанавливают первой.

Традиция идет из глубокой древности. Существовал обычай помещать в корпус судна или под мачту монеты или иные талисманы, которые, как считалось, помогали мореплавателям умилостивить сверхъестественные силы морей.

В России традиция получила развитие в начале XVIII века. При постройке кораблей в фор- и ахтерштевни помещали золотые монеты. В конце XVIII - начале XIX века наряду с ними в киль стали закладывать медали, на которых указывались название и ранг корабля, а также фамилия строителя.

Со временем размеры медали увеличились, и она превратилась в закладную доску. На ней было выгравировано изображение судна - обычно правым бортом и, как правило, в море, а также его название и дата закладки. Указывалось также, кто участвовал в церемонии, поскольку она всегда была очень торжественной и зачастую происходила в высочайшем присутствии.

Одна табличка оставалась в «теле» корабля, остальные доски, как сувениры, раздавались гостям. Для особо важных лиц иногда заказывали доски в декоративных рамках.

- Помимо исторической ценности эти реликвии интересны и с художественно-эстетической точки зрения, ведь часто их изготовление поручали самым известным ювелирным мастерским - Фаберже, Любавина, Овчинникова, братьев Грачевых и другим. Практически все эти фирмы имели звание поставщика двора его императорского величества, - говорит хранитель спецфонда Центрального военно-морского музея Василина Трубилко. - Есть, например, несколько экземпляров закладной доски знаменитого крейсера «Аврора», изготовленных мастерской Павла Овчинникова.

Некоторые закладные доски практически сразу передавались в музей. Какие-то попадали туда позже, например, от родственников участников церемонии. Кроме того, в коллекции музея - около полусотни закладных досок, извлеченных из килей старинных кораблей во время ремонтов.

- К нам и сегодня поступают закладные доски современных кораблей. Правда, они не так декоративны, как прежние, да и изготовлены не из серебра. Но традиция жива, коллекция пополняется, - отмечает Трубилко.

Настоящими произведениями искусства, представленными на выставке «Ювелиры императорского двора - флоту», действующей в Центральном военно-морском музее, являются закладные доски эскадренного броненосца «Пересвет». Броненосец, заложенный в 1895 году, назвали в честь полулегендарного инока Троице-Сергиевой лавры, которого Сергий Радонежский благословил сражаться в Куликовской битве.

Корабль участвовал в героической обороне Порт-Артура во время Русско-японской войны. Захватив господствовавшие над крепостью высоты, японцы обстреливали стоявшие на рейде русские суда, в том числе и «Пересвет». Тогда командовавший им капитан 2-го ранга Дмитриев, опасаясь взрыва погребов, приказал открыть кингстоны. Корабль сел на грунт.

После того как Порт-Артур пал, японцы подняли «Пересвет», отремонтировали его, переименовали в «Сагами» (это древнее название японской провинции Канагава) и включили в состав своего флота. Корабль даже участвовал в Токийском заливе в параде, посвященном победоносному для японцев окончанию войны 1904 - 1905 годов.

Прошло чуть больше десяти лет, отношения между Россией и Японией более-менее наладились (Япония участвовала в Первой мировой войне на стороне Антанты), и бывший противник вернул несколько старых русских трофейных кораблей. В том числе и «Сагами», который снова стал «Пересветом». Увы, его боевая судьба оказалась недолгой: в октябре 1916 года он подорвался на минах в Средиземном море...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook