Партбилет как библия

«Совершенно переделать человека» - так называется выставка, открывшаяся в Музее С. М. Кирова. На ней минимум экспонатов, скорее - это пространство для общественной дискуссии.

Партбилет как библия | Средний, по нынешним меркам, рост (мужчины - 170 см, женщины - 158,6 см), пропорциональное телосложение, развитая мускулатура - таковы среднестатистические параметры людей начала 1920-х годов<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Средний, по нынешним меркам, рост (мужчины - 170 см, женщины - 158,6 см), пропорциональное телосложение, развитая мускулатура - таковы среднестатистические параметры людей начала 1920-х годов
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Идея воспитания идеального «нового человека» возникла в умах мыслителей как в России, так и за рубежом, задолго до революционных событий 1917 года. Он представлялся свободным индивидуумом, стремящимся к познанию мира, любящим труд, лишенным эгоизма и предрассудков. Большевики, взяв власть в России, конкретизировали: только такой человек может стать строителем «нового мира», - говорит куратор выставки - старший научный сотрудник музея кандидат исторических наук Юлия Калинина.

В 1920-е годы велись весьма серьезные дискуссии о том, каким должен быть «новый человек» не только с моральной, но и с физической точки зрения. Звучали фантастические идеи о людях, устроенных как идеальная машина, о том, как достичь бессмертия. Например, философ-большевик Александр Богданов пропагандировал собственную теорию омоложения через переливания крови. В результате очередного опыта он и скончался.

В то же время идеологические приоритеты были расставлены очень четко: понятие «новый человек» связывалось исключительно с понятием «коммунист». Считалось, что вне партии невозможно достигнуть нравственного идеала. При этом, естественно, требовалось пройти все ступени самосовершенствования - пионерскую организацию и комсомол.

Для этого требовалось быть политически подкованным. На выставке, к примеру, можно попробовать себя в решении тестов политграмоты второй половины 1920-х годов. Что-то вроде нынешнего ЕГЭ. К примеру, продолжите предложение: «Наша партия есть...». Варианты: рабочая, рабоче-крестьянская, всех трудящихся, крестьянская. Или такие каверзные вопросы с четырьмя вариантами ответов вроде: «в чем сущность троцкизма»? «кого называют кулаком»? «на каких условиях интеллигенцию принимают в партию»?

- На выставке много политики, но все-таки суть не в ней, - говорит заведующая музеем Татьяна Сухарникова. - Мы говорим о возможностях, которые власть предоставляла людям. Ведь представьте сами: в один прекрасный момент они проснулись в совершенно новом мире, другой системе координат. С новой орфографией, новой системой мер и весов, новым календарем... Выставка - о том, в каких условиях оказался тогда рядовой обыватель. И нашим сегодняшним посетителям мы позволяем открыть для себя целый пласт неологизмов, аббревиатур, словесных штампов и клише, характерных именно для того времени.

Организаторы экспозиции уверены: сегодня мы, хотим того или нет, в значительной мере живем в том обществе, которое было создано именно в результате революции 1917 года. И пользуемся теми модернизационными достижениями, которые были тогда достигнуты. Даже несмотря на крушение социализма в 1991-м.

- Система образования, которая была создана после Октябрьской революции, - мы все в ней выросли. Обязательное, бесплатное, доступное... Мы просто себе не представляем, что было до этого, - поясняет Сухарникова.

А новый быт, ставший следствием послереволюционных изменений? Мы сегодня любим с ностальгией рассматривать старинные фотографии, но едва ли многие захотели бы вернуться в дореволюционную систему сословного образа жизни. «Раскрепощение» женщины, ее равенство с мужчиной, принципы воспитания детей - все это мы наследуем оттуда, из эпохи, начавшейся после 1917 года...

На выставке звучат голоса и «за», и «против». Вот лишь одно высказывание - члена партии с 1922 года: «Партия - самое дорогое для меня. Я семьдесят лет в партии. Партбилет - моя библия. Марксизм стал нашей религией. Любимый мой роман - «Что делать?» Чернышевского. Для нас это был катехизис».

- Идеалы той эпохи, как бы мы к ним ни относились сегодня, сами по себе заслуживают внимания, - считает куратор выставки. - Действительно, многие искренне верили, что строят «новый мир», счастливый, справедливый, какого еще никогда прежде не было на земле. И чувствовали свою сопричастность к великому делу. Были готовы идти на жертвы и терпеть лишения.

Тем не менее организаторы не обошли стороной и другие оценки, громко звучащие в обществе. Вот почему в «Послесловии» к выставке помещены высказывания Булата Окуджавы, Варлама Шаламова, Светланы Алексиевич. В том числе и о том, что эксперимент не удался, да и вообще искусственная попытка создать «нового человека» порочна сама по себе...

Так что пусть посетитель думает, размышляет, сам делает свой выбор.

#музей Кирова #новый человек #образование

Комментарии