Паровозы поставили в стойла

Прошло четыре года со дня начала строительства главного хода железной дороги от Петербурга до Москвы, и вот в 1847 году на Обводном канале построили «вагонный сарай» для осмотра и ремонта поездов. Речь о первых отечественных паровозах и вагонах, которые стали изготавливать одновременно с началом строительства главного хода на Александровском механическом заводе в Петербурге.

Паровозы поставили в стойла | Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Свое «летосчисление» парк подвижного состава (место, где поезда осматривают и ремонтируют) ведет со дня открытия движения между Петербургом и Колпином, с 5 мая 1847 года. Ко времени окончания строительства дороги между Петербургом и Москвой (она была официально открыта 1 ноября 1851 года) на Александровском заводе было построено 239 пассажирских и 2670 товарных вагонов, которые ремонтировались в депо.

Составленный и утвержденный еще в 1842 году проект депо (автор - архитектор Р. А. Желязевич) был типовым для всей магистрали. Оно представляло собой круглое здание внешним диаметром 64 метра. Внутри - 18 стойл для стоянки и ремонта паровозов, каждое длиной 15 метров. В центре здания - поворотный круг диаметром 13 метров. Над ним возвышался огромный купол со световым фонарем и окнами по бокам. К двум проходным стойлам был пристроен сарай-мастерская для капитального ремонта паровозов.

С 1870 года, когда в депо стали поступать новые пассажирские паровозы, потребовалось его расширение. В 1871 году паровозные стойла круглого депо удлинили до 18 метров и построили большой «сарай» для ремонта вагонов.

В 1910 году вагонные мастерские выделили в самостоятельную хозяйственную единицу. В них работали два вагонных мастера: один отвечал за ремонт вагонов, второй - за формирование и снаряжение поездов. По сей день два депо - вагонное и локомотивное - находятся бок о бок на Обводном канале и продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Мастера вагонного депо работали в тяжелейших условиях в годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, в период разрухи, но всегда выполняли свои задачи по обеспечению перевозок пассажиров. В 1931 году из депо вышла «Красная стрела». В это время здесь уже готовились и отправлялись в рейсы поезда в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, в Крым и на Кавказ.

К началу Великой Отечественной войны в депо были открыты цех по ремонту ударно-тяговых приборов, кузница, ремонтно-механический и колесный цеха и многое другое, что необходимо для подготовки подвижного состава.

Во время войны работникам депо приходилось не только обеспечивать перевозку воинского контингента, пассажиров и эвакуируемых, но и изготавливать снаряды, принимать участие в постройке бронепоезда «Стойкий», обслуживать Дорогу жизни. В трудной обстановке работники ремонтировали санитарные поезда, которые затем передавали на Финляндский вокзал для эвакуации населения по Дороге жизни. 25 июня 1943 года первая группа работников депо была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

После войны в депо стали поступать новые типы вагонов с вагоностроительного завода им. В. А. Егорова, Калининского, с предприятий Германии, Венгрии, Польши. В связи с возросшим объемом работ по их ремонту и обслуживанию и поступлением новой техники в 1969 году было построено новое здание. В этот же период начало зарождаться скоростное движение, и депо стало обслуживать вагоны «нового поколения».

Все годы своей истории депо Санкт-Петербург-пассажирский - Московский постоянно модернизировалось. Сегодня оно стало самым оснащенным депо своего класса не только на Северо-Западе, но и во всей России.

#депо #подвижной состав #170 лет

Комментарии