Паровозы поставили в стойла

Прошло четыре года со дня начала строительства главного хода железной дороги от Петербурга до Москвы, и вот в 1847 году на Обводном канале построили «вагонный сарай» для осмотра и ремонта поездов. Речь о первых отечественных паровозах и вагонах, которые стали изготавливать одновременно с началом строительства главного хода на Александровском механическом заводе в Петербурге.

Паровозы поставили в стойла | Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Свое «летосчисление» парк подвижного состава (место, где поезда осматривают и ремонтируют) ведет со дня открытия движения между Петербургом и Колпином, с 5 мая 1847 года. Ко времени окончания строительства дороги между Петербургом и Москвой (она была официально открыта 1 ноября 1851 года) на Александровском заводе было построено 239 пассажирских и 2670 товарных вагонов, которые ремонтировались в депо.

Составленный и утвержденный еще в 1842 году проект депо (автор - архитектор Р. А. Желязевич) был типовым для всей магистрали. Оно представляло собой круглое здание внешним диаметром 64 метра. Внутри - 18 стойл для стоянки и ремонта паровозов, каждое длиной 15 метров. В центре здания - поворотный круг диаметром 13 метров. Над ним возвышался огромный купол со световым фонарем и окнами по бокам. К двум проходным стойлам был пристроен сарай-мастерская для капитального ремонта паровозов.

С 1870 года, когда в депо стали поступать новые пассажирские паровозы, потребовалось его расширение. В 1871 году паровозные стойла круглого депо удлинили до 18 метров и построили большой «сарай» для ремонта вагонов.

В 1910 году вагонные мастерские выделили в самостоятельную хозяйственную единицу. В них работали два вагонных мастера: один отвечал за ремонт вагонов, второй - за формирование и снаряжение поездов. По сей день два депо - вагонное и локомотивное - находятся бок о бок на Обводном канале и продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Мастера вагонного депо работали в тяжелейших условиях в годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, в период разрухи, но всегда выполняли свои задачи по обеспечению перевозок пассажиров. В 1931 году из депо вышла «Красная стрела». В это время здесь уже готовились и отправлялись в рейсы поезда в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, в Крым и на Кавказ.

К началу Великой Отечественной войны в депо были открыты цех по ремонту ударно-тяговых приборов, кузница, ремонтно-механический и колесный цеха и многое другое, что необходимо для подготовки подвижного состава.

Во время войны работникам депо приходилось не только обеспечивать перевозку воинского контингента, пассажиров и эвакуируемых, но и изготавливать снаряды, принимать участие в постройке бронепоезда «Стойкий», обслуживать Дорогу жизни. В трудной обстановке работники ремонтировали санитарные поезда, которые затем передавали на Финляндский вокзал для эвакуации населения по Дороге жизни. 25 июня 1943 года первая группа работников депо была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

После войны в депо стали поступать новые типы вагонов с вагоностроительного завода им. В. А. Егорова, Калининского, с предприятий Германии, Венгрии, Польши. В связи с возросшим объемом работ по их ремонту и обслуживанию и поступлением новой техники в 1969 году было построено новое здание. В этот же период начало зарождаться скоростное движение, и депо стало обслуживать вагоны «нового поколения».

Все годы своей истории депо Санкт-Петербург-пассажирский - Московский постоянно модернизировалось. Сегодня оно стало самым оснащенным депо своего класса не только на Северо-Западе, но и во всей России.

#депо #подвижной состав #170 лет

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...