Паровозы поставили в стойла

Прошло четыре года со дня начала строительства главного хода железной дороги от Петербурга до Москвы, и вот в 1847 году на Обводном канале построили «вагонный сарай» для осмотра и ремонта поездов. Речь о первых отечественных паровозах и вагонах, которые стали изготавливать одновременно с началом строительства главного хода на Александровском механическом заводе в Петербурге.

Паровозы поставили в стойла | Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Первое здание депо (вагонный сарай). Иллюстрация 1847 г. ФОТО из музея депо Санкт-Петербург-пассажирский – Московский

Свое «летосчисление» парк подвижного состава (место, где поезда осматривают и ремонтируют) ведет со дня открытия движения между Петербургом и Колпином, с 5 мая 1847 года. Ко времени окончания строительства дороги между Петербургом и Москвой (она была официально открыта 1 ноября 1851 года) на Александровском заводе было построено 239 пассажирских и 2670 товарных вагонов, которые ремонтировались в депо.

Составленный и утвержденный еще в 1842 году проект депо (автор - архитектор Р. А. Желязевич) был типовым для всей магистрали. Оно представляло собой круглое здание внешним диаметром 64 метра. Внутри - 18 стойл для стоянки и ремонта паровозов, каждое длиной 15 метров. В центре здания - поворотный круг диаметром 13 метров. Над ним возвышался огромный купол со световым фонарем и окнами по бокам. К двум проходным стойлам был пристроен сарай-мастерская для капитального ремонта паровозов.

С 1870 года, когда в депо стали поступать новые пассажирские паровозы, потребовалось его расширение. В 1871 году паровозные стойла круглого депо удлинили до 18 метров и построили большой «сарай» для ремонта вагонов.

В 1910 году вагонные мастерские выделили в самостоятельную хозяйственную единицу. В них работали два вагонных мастера: один отвечал за ремонт вагонов, второй - за формирование и снаряжение поездов. По сей день два депо - вагонное и локомотивное - находятся бок о бок на Обводном канале и продолжают использоваться по своему прямому назначению.

Мастера вагонного депо работали в тяжелейших условиях в годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны, в период разрухи, но всегда выполняли свои задачи по обеспечению перевозок пассажиров. В 1931 году из депо вышла «Красная стрела». В это время здесь уже готовились и отправлялись в рейсы поезда в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, в Крым и на Кавказ.

К началу Великой Отечественной войны в депо были открыты цех по ремонту ударно-тяговых приборов, кузница, ремонтно-механический и колесный цеха и многое другое, что необходимо для подготовки подвижного состава.

Во время войны работникам депо приходилось не только обеспечивать перевозку воинского контингента, пассажиров и эвакуируемых, но и изготавливать снаряды, принимать участие в постройке бронепоезда «Стойкий», обслуживать Дорогу жизни. В трудной обстановке работники ремонтировали санитарные поезда, которые затем передавали на Финляндский вокзал для эвакуации населения по Дороге жизни. 25 июня 1943 года первая группа работников депо была награждена медалью «За оборону Ленинграда».

После войны в депо стали поступать новые типы вагонов с вагоностроительного завода им. В. А. Егорова, Калининского, с предприятий Германии, Венгрии, Польши. В связи с возросшим объемом работ по их ремонту и обслуживанию и поступлением новой техники в 1969 году было построено новое здание. В этот же период начало зарождаться скоростное движение, и депо стало обслуживать вагоны «нового поколения».

Все годы своей истории депо Санкт-Петербург-пассажирский - Московский постоянно модернизировалось. Сегодня оно стало самым оснащенным депо своего класса не только на Северо-Западе, но и во всей России.

#депо #подвижной состав #170 лет

Материалы рубрики

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».