Паровая «Елизавета»

Двести лет назад, 3 (15) ноября 1815 года, свой первый рейс из столицы в Кронштадт совершил первый русский пароход «Елизавета». Построил его в Петербурге обер-бергмейстер 7-го класса шотландец Чарльз Берд.

Паровая «Елизавета» | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

А начиналось все за двадцать лет до описываемых событий, когда предприимчивый шотландец приобрел небольшие железоделательные мастерские с плавильными печами на Матисовом острове. Они были основаны в 1792 году его соотечественником инструментальным мастером Ф. Морганом и предназначались для выполнения заказов Адмиралтейства. В 1796 году мастерские перешли к Софии, дочери основателя, а вскоре к ее мужу и компаньону отца – Чарльзу Берду.

В начале XIX века предприятие, получившее известность как «завод Берда», помимо паровых машин занималось изготовлением изделий для Казанского и Исаакиевского соборов, Николаевского моста, производило чугунное, бронзовое и художественное литье для императорских дворцов, государственных учреждений и особняков знати...

Что же касается «Елизаветы», то судно было деревянным, металлическая труба служила при попутном ветре мачтой для постановки парусов. Первый пароход имел мощность 16 лошадиных сил. Развивая максимальную скорость до 10,7 км в час, он иногда уступал сопровождавшему ему гребному катеру. Однако, несмотря на свою тихоходность, «Елизавета» была для своего времени довольно мощной: она могла вести за собой от одного до трех судов (очевидно, речь шла о прототипах барж) с максимальной нагрузкой более 20 тыс. пудов.

Столь скромный опыт не пропал даром. Еще во время постройки парохода, 26 мая 1815 года, Чарльз Берд обратился в Министерство внутренних дел с просьбой предоставить ему привилегию на постройку паровых машин в течение ближайших десяти лет. По указу Правительствующего Сената от 30 октября 1817 года такое право он получил – это фактически означало его монополию на строительство и эксплуатацию парового флота в России.

У Чарльза Берда были большие планы. Его пароходы должны были ходить по Финскому заливу, Неве, Ладожскому и Онежному озерам, по бассейнам Белого, Черного, Каспийского и Азовского морей, по Волге, Оке, Днепру, Днестру, Дону. Это было исключительно коммерческое предприятие наподобие первой железной дороги от Петербурга до Царского Села. Берд планировал получать доходы как от перевозок, так и от продажи патента на постройку своего типа парохода третьим лицам.

Однако спустя три года после получения привилегии Чарльз Берд смог – для освоения бассейна Волги – построить лишь один пароход в Рыбинске. Да еще одно судно ходило по Неве. Впрочем, чиновники все-таки оценили изобретение: по приказу А. А. Аракчеева, в ту пору главного начальника Императорской канцелярии и военных поселений, в 1819 году было построено паровое судно для перевозки камня и плит по озеру Ильмень и Волхову до имения графа в Грузине. Так шотландский предприниматель все-таки стал пионером в области парового отечественного судостроения...

После Крымской войны завод Берда получил выгодные заказы на постройку военных паровых судов. После же Русско-турецкой войны военные запросы сократились, и завод стал убыточным. 22 мая 1881 года внук основателя Е. Ф. Берд продал свое предприятие обществу Франко-русских заводов, чье правление располагалось в Париже.

Переименованное во Франко-русский завод, предприятие начало специализироваться на производстве и обработке цветных металлов, выпуске судовых машин, труб и паровых котлов. На заводе были построены многие крейсеры, в том числе и легендарная «Аврора». Предприятие также занималось ремонтом императорских яхт и судов, включая знаменитую яхту «Штандарт».

После поражения в Русско-японской войне Франко-русский завод принимал активное участие в восстановлении русского флота. В годы Первой мировой помимо основной деятельности предприятие занималось производством снарядов и мин, а с 1916 года – еще и баллонов для удушающих средств. Весной 1918 года его закрыли, оборудование частично эвакуировали в Рыбинск. Летом того же года предприятие было национализировано, в советское время оно называлось «Судостроительный и механический завод Карла Либкнехта». Сегодня это часть объединения «Адмиралтейские верфи».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5594) от 27.11.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».