Парад минимализма. История здания на улице Лизы Чайкиной
Угловой дом (Ул. Лизы Чайкиной, 17; ул. Благоева, 3) с высокими щипцами над карнизом, формирующими запоминающийся силуэт, — заметный акцент этой части Петроградской стороны. Здание принадлежит к яркому стилистическому направлению начала XX века — северному модерну

Этот угловой дом особенно эффектно смотрится, когда начинает смеркаться./ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Мастера этого направления, создавая силуэт здания с помощью щипцов, мансард и башенок, обыкновенно не забывали отделать фасад рваным камнем и цветной плиткой, украсить фигурами сов и рысей из «мыльного камня» или хотя бы хоть какими‑то штукатурными деталями. Фасад же этого дома абсолютно гладкий, лишенный декора — словно корова языком слизала.
Нередко бывает, что петербургский дом утрачивал ранее существовавший декор вследствие различных причин. Он мог рассыпаться от времени, мог пасть жертвой вандализма, мог пострадать от обстрелов и бомбардировок во время блокады. Однако в этом случае все было совсем не так.
Этот дом, построенный в 1910 году архитектором Дмитрием Андреевичем Крыжановским для Ивана Михайловича Дыро, — яркий пример минимализма и строжайшей экономии средств, выделенных на отделочные работы.
Проектный фасад изначально был практически лишен декора. Можно подумать, что архитектор спешно подал в городскую управу чертежи для скорейшего утверждения проекта, чтобы не затягивать начало работ. Такое практиковалось в строительном бизнесе начала XX века. Ведь проверявшие проект городские техники (участковые архитекторы) выявляли лишь соответствие чертежей законодательству, обращали внимание на превышение высотного регламента, сужение проезда во двор, соблюдение границ застройки. Украшать фасад можно было и по ходу строительства, при этом менять декор не возбранялось.
Предположение, что зодчий планировал оживить фасад уже в процессе строительства, не лишено разумности. Однако итоговые чертежи и старые фотографии показывают, что даже на завершающем этапе декор не появился. Возможно, домовладелец не пожелал тратиться на отделку. А может, выверенный строй дома показался достаточно выразительным и без фасадных украшений — как знать? Бывало, что мастера северного модерна подчас умышленно отказывались от декора, чтобы подчеркнуть значение ровных поверхностей стен и контрастную игру объемов.
Дом Ивана Дыро состоит из двух соединяющихся под тупым углом лицевых зданий и короткого надворного флигеля, который обслуживают парадная и черная лестницы одного из лицевых корпусов. Интересно, что на каждом этаже надворного флигеля помещается отнюдь не дешевое малогабаритное жилье, как это часто практиковалось в дворовых строениях, а комфортабельная пятикомнатная квартира с людской, ванной комнатой и двумя выходами.
Перед самой Первой мировой войной одним из жильцов этого дома стал режиссер, художник и драматург потомственный почетный гражданин Алексей Яковлевич Алексеев-Яковлев, живший здесь до середины 1920‑х годов. Его деятельность была прочно связана с народными театрами. Он выступал на эстраде, в том числе в летних увеселительных заведениях, например, в парке Екатерингофа, затем до конца XIX века работал режиссером в петербургских балаганных театрах. Покинув их в 1897 году, Алексеев-Яковлев работал режиссером в Народном доме, ставил там феерии.
Когда появился синематограф, Алексеев-Яковлев принял участие в постановке первого российского игрового кинофильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), вышедшего в 1908 году. В этом фильме было много сцен на воде, и тут как раз и пригодился опыт Алексеева-Яковлева, который первым стал ставить батальные сцены на прудах увеселительных садов и парков. После октябрьских событий 1917 года он участвовал в постановках массовых действ, посвященных революционным событиям.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком «Парад минимализма».
Материалы рубрики
Дело о фальшивом маргарине. Размах его производства в XIX веке требовал принятия специального закона
Кому сказать спасибо? История из жизни в блокадном Ленинграде
Полтава, вождь и лев. На одной открытке соединились сразу три сюжета
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии