Панорама осталась в этюдах: возьмется ли кто‑либо ее восстановить?

«В Ленинград из Москвы в пяти вагонах доставлены составные части грандиозной панорамы «Штурм Перекопа» и четырех диорам, изображающих героическую эпопею Красной армии — разгром Врангеля, — сообщалось 9 января 1939 года в «Ленинградской правде». — В ближайшие дни в залах Русского музея начинается установка конструкций, на которых будут укреплены полотна панорамы и диорам. Для монтажа их из Москвы прибыла специальная бригада… В Москве панорама «Штурм Перекопа» имела громадный успех, ее видели почти 600 тысяч человек».

Панорама осталась в этюдах: возьмется ли кто‑либо ее восстановить? | ФОТО Pierre Bamin on Unsplash

ФОТО Pierre Bamin on Unsplash

Событие, запечатленное в панораме, было, как известно, ключевым для завершения Гражданской войны. В ноябре 1920 года войска Красной армии форсировали Сиваш, отделяющий Крымский полуостров от материка, оборона белых была прорвана, а их дни сочтены…

Спустя почти полтора десятка лет, в 1934 году, Комиссия по охране, восстановлению и созданию памятников Гражданской войны и Красной армии приняла решение о создании исторических панорам и диорам. Выполнить их предстояло группе художников-баталистов во главе со знаменитым Митрофаном Грековым.

Проект лично курировал нарком обороны Климент Ворошилов, он распорядился, чтобы участники боев на Перекопе помогли художникам. Ведущим военным консультантом Главное политическое управление РККА назначило легендарного Дмитрия Карбышева, осенью 1920 года отвечавшего за инженерное обеспечение штурма Чонгарских укреплений и Перекопа.

В самом начале работ, 27 ноября 1934 года, Греков неожиданно скончался. Руководство процессом перешло к Георгию Савицкому. Не остался в стороне и выдающийся баталист Николай Самокиш, сменивший на посту руководителя батальной мастерской Академии художеств создателя панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франца Рубо.

Кстати, большинство художников, задействованных в «Штурме Перекопа», — тот же Греков, а также Георгий Савицкий, Михаил Авилов, Гавриил Горелов, Петр Котов — окончили Академию художеств в мастерской Рубо и Самокиша.

«Как живая встает перед нами одна из самых волнующих и незабываемых страниц истории гражданской войны, — описывала панораму «Ленинградская правда» 16 февраля 1939 года. — На переднем плане рубится с дроздовцами бригада имени Реввоенсовета. Спешившийся конник в красных галифе и с перевязанной головой в упор стреляет в офицера, выскочившего из броневика. Справа в сопровождении двух ординарцев скачут на конях Ворошилов и Буденный…

Красная Армия действует по плану, предложенному Сталиным и разработанному Фрунзе… Вот справа, на берегу, в серой папахе, простой шинели и с биноклем в руках виден Фрунзе, Он руководит переправой частей. Люди идут вброд прямо по воде… Орудия вязнут в илистом дне, люди помогают лошадям, вытаскивают из тины колеса… Бойцы идут вперед, и никакая сила не остановит их… На Турецкий вал уже ворвалась первая рота 436‑го полка. 6‑я рота идет в штыковую атаку на валу крепости. Развернулось красное знамя. Уже бегут к заведенным машинам генералы. Некоторые из офицеров уже подняли руки вверх. А вдали тянутся к Армянску обозы».

Панорама стала важнейшей частью выставки «ХХ-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота», открывшейся в конце февраля 1939 года. «В нижних залах Русского музея посетители с громадным интересом осматривают грандиозную панораму «Штурм Перекопа» и (на диорамах. — Л. Б.) отдельные эпизоды этой героической эпопеи: «1‑я Конная армия в тылу у Врангеля», «Переход через Сиваш», «Бой у Чонгарского моста» и «Разгром Врангеля у ­Юшуньских позиций», — сообщалось в «Ленправде».

Из Ленинграда панорама была доставлена на место «постоянной прописки» — в Симферопольский художественный музей. В нем церемония открытия прошла 12 июня 1940 года. А уже 27 октября 1941‑го, во время эвакуации из Крыма, коллекции музея были потоплены в море или сожжены в Керченском порту гитлеровской авиацией.

Существует, правда, ничем не подтвержденная версия, согласно которой картины в числе прочих художественных ценностей были похищены оккупантами, однако каких‑либо их следов не обнаружили. Уцелело лишь обширное собрание этюдов и эскизов к панораме: ныне оно хранится в Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике. Когда‑нибудь, возможно, современные художники-баталисты предпримут попытки ее восстановить.

«На самых оживленных улицах Петербурга по распоряжению г. градоначальника производится сколка грязного льда и снега, покрывших мостовые. На улицах 1-го срока очистки в один день никак не управиться даже и значительному штату дворников. Необходимы поденно-рабочие.

Обязанности последних с усердием и видимой охотою вызвались исполнять нищие, содержащиеся в комитете и живущие артелью в доме трудолюбия комитета. В казенной одежде (более чистой и исправной, чем одежда дворников) с хорошими кирками и ломами, под наблюдением надзирателя, с раннего утра и до сумерек работали артели нищих, добывая деньги трудом в поте лица».

«Петербургский листок», 2 марта 1897 г.

«Сыскной полицией были получены сведения о том, что в чайной «Красотка» в д. 46 по Забалканскому пр. собираются воры-взломщики. В ночь на 3 марта в чайную нагрянул наряд полиции, который задержал четырех мужчин, из которых один оказался лишенным всех прав Н. Н. Дмитриевым, который в 1903 году был предан военному суду за грабеж с насилием и приговорен к смертной казни через повешение. При конфирмации этот приговор был заменен каторжными работами».

«Новое время», 4 марта 1916 г.

«При Музее истории и развития Ленинграда открылся кабинет по истории города. Здесь собрано более 30 тысяч ценных экспонатов и документов, освещающих историю Петербурга с 1703 до 1917 года. Среди них – многочисленные исторические планы города, редкие рукописи и чертежи виднейших русских архитекторов: Растрелли, Гваренги, Росси, Захарова, Воронихина и других, рисунки, гравюры и фотоснимки. В библиотеке кабинета представлено около 1000 справочников».

«Ленинградская правда», 5 марта 1947 г.


#панорама #история #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7609) от 22.02.2024 под заголовком «Панорама осталась в этюдах».


Комментарии