Память о Пушкине: от дуэли до обелиска

«Огороды, как только на них появится зелень, не портят вид, пока не начинают их огораживать газовыми трубами, опутанными проволокой. Черная речка запущенная речка. С будущего года там огороды надо прекратить. Чтобы не получилось так, что запретим, а население скажет: вот собака на сене, и нам не дали, и не благоустроили участок…»

Память о Пушкине: от дуэли до обелиска | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эти строки из стенограммы заседания Бюро исполкома Ленгорсовета от 29 марта 1949 года, хранящейся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, дают представление о тогдашнем состоянии местности, где была последняя дуэль Пушкина.

Попытки увековечить место смертельного ранения поэта начались вскоре после самой дуэли. Одним из первых энтузиастов этого стал представитель старинного баронского рода Эммануил Штейн­гель, родившийся в 1838‑м, через год после трагических событий на Черной речке. Когда мальчику исполнилось 13 лет, судьба сама повела его по следам Пушкина.

Отец Эммануила поселился с семьей на ферме по соседству с Комендантской дачей, в окрестностях которой состоялся роковой поединок. Дворник дачи, отставной унтер-офицер по имени Иван, поделился с любопытным подростком воспоминаниями, как «лет 12 – 14 тому назад приехало четверо господ, и двое стреляли друг в друга на расстоянии 7 – 8 сажень».

«По исковерканным именам действующих лиц, которые старик узнал впоследствии, я понял, что это были Пушкин и Дантес, — рассказывал Штейнгель. — Когда дворник окончил свои объяснения, я просил показать мне место поединка, что он и исполнил».

Повинуясь порыву, Эммануил попросил дворника отломать с ближайшей березы ветку и, связав ее прутьями с другой в виде креста, отметил место, где лежал на снегу раненый Пушкин.

Здесь же спустя несколько лет Штейнгель вместе с друзьями изготовил и установил деревянный памятный знак в виде столбика. «Многим лицам показывал я впоследствии это печальное место», — вспоминал барон несколько десятилетий спустя.

В 1890‑х годах за Черной речкой развернулось строительство Коломяжского ипподрома. В связи с этим петербуржцы подняли вопрос о необходимости сохранить память о трагических событиях, связанных с гибелью Пушкина. В итоге на предполагаемом месте дуэли, оказавшемся неподалеку от ипподрома, был установлен четырехгранный постамент с гипсовым бюстом поэта.

125‑летний юбилей со дня рождения Пушкина, отмечавшийся в 1924 году, снова привлек внимание к месту его последнего поединка. Стоявший здесь гипсовый памятник, оказавшийся непрочным, уже успел разрушиться. Его заменили монументом в виде усеченной колонны, автором которой выступил архитектор Евгений Катонин, один из разработчиков первого Генерального плана Ленинграда. Этот памятник просуществовал вплоть до 1937 года.

К столетию со дня гибели поэта у Черной речки воздвигли высокий гранитный обелиск с бронзовым барельефом Пушкина, выполненным скульптором-монументалистом Матвеем Манизером (он сохранился до наших дней). Во время Великой Отечественной войны памятник оказался поврежден осколками снарядов, а по соседству стихийно возникли упомянутые выше огороды.

В 1949 году, в связи с празднованием 150‑летия «солнца русской поэзии», на повестке дня оказался вопрос о реставрации обелиска и благоустройстве сквера вокруг него. Судя по стенограмме, на заседании Бюро исполкома Ленгорсовета даже обсуждался вопрос о компенсациях «околопушкинским» огородникам: «Если огороды запретить, надо думать о том, где выделить».

Но когда выяснилось, что «это огородники без билетов» (то есть участки были заняты гражданами самовольно), было постановлено все грядки на берегах Черной речки запретить, а уже существующие ликвидировать. Окружающую территорию привели в порядок: восстановили аллею, ведущую от Коломяжского шоссе (ныне Коломяжский проспект) к памятнику, отремонтировали систему освещения, расчистили прилегающие дороги.

Свой современный облик место дуэли Пушкина окончательно обрело в 1963 году, когда перед обелиском установили две гранитные стелы, изготовленные по проекту архитектора Абрама Лапирова. На одной из них помещена надпись, напоминающая о состоявшемся здесь поединке, на другой — первое четверостишие из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» («Погиб поэт! — невольник чести…»).

Читайте также:

Жители Петербурга надеются, что на территорию вокруг памятника Пушкину вернут демонтированные цепи

С приставкой «Ново-». Названия улиц хранят память о былых приметах городской жизни и не только


#Пушкин #дуэль #памятник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (7718) от 02.08.2024 под заголовком «Огороды и Пушкин».


Комментарии