Память о блокаде: предложения ленинградцев о вечном памятнике в 1963 году

«Предлагайте, товарищи!» — с таким призывом в августе 1963 года обратилась к своим читателям «Ленинградская правда». Приближалась памятная дата — 20‑я годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады, и главная городская газета предложила всем желающим высказаться, каким образом должен быть увековечен подвиг защитников города. А если уже есть готовые проекты — представить их для общественного обсуждения.

Память о блокаде: предложения ленинградцев о вечном памятнике в 1963 году | Эскизный проект мемориального комплекса героям, павшим при защите города Ленинграда. В центре — памятник в виде утеса, его окружает ограда, на которой установлены символические скульптуры./Из коллекции ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Эскизный проект мемориального комплекса героям, павшим при защите города Ленинграда. В центре — памятник в виде утеса, его окружает ограда, на которой установлены символические скульптуры./Из коллекции ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Как отмечают исследователи, призыв «Ленправды» прозвучал в подходящее время: эпоха оттепели способствовала свободной дискуссии. Однако никто не мог и предположить, что предложением воспользуются такое количество граждан.

В редакцию газеты «Ленинградская правда» и в Дом архитектора пришли сотни писем. Практически каждый сообщал, что «был в Ленинграде в блокаду», и стремился поделиться своими мыслями и задумками. Правда, авторы каждого второго письма признавались: «Я рисовать красиво не умею»

Все эти материалы сейчас находятся в фонде Ленинградского отделения Союза архитекторов, хранящемся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.

…Идеи тогда высказывались самые разные. К примеру, возвести монумент героическим защитникам Ленинграда с панорамой, к которой бы вели 945 ступеней. По мысли автора, их «не каждый может преодолеть, но люди выстояли эти 945 дней». По всей видимости, написавший эти строки вел отсчет не от дня начала блокады — 8 сентября 1941 года, а от начала битвы за Ленинград, то есть с 10 июля.

Читатель «Ленинградской правды» Б. П. Тикерт предлагал при въезде в город построить триумфальную арку Победы, перед которой располагалось бы «полукольцо из разбитой фашистской свастики, пораженной карающим мечом».

Рабочий Кировского завода В. Орлов был автором проекта под девизом «Помните все!». Главная идея — «фашистская машина разбивается о «город-надолб».

Еще один автор, М. Е. Шерстнев, был сторонником возведения целого мемориального комплекса, ­центральным звеном которого стал бы памятник в виде утеса, у подножия которого — коленопреклоненные воины и трудящиеся города со знаменами. Монумент должна была окружать композиция из нескольких скульптур: «солдат душит фашистского удава», «балтийский моряк убивает фашистскую акулу», «женщина с ребенком — дежурная ПВО», «партизан прорывает немецкую оборону для перевоза хлебного обоза в Ленинград».

проект1.jpgЭскиз монумента, который предлагалось установить на Марсовом поле перед Вечным огнем (слева угадывается шпиль Михайловского замка). Советский воин душит фашистского змея./Из коллекции ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Одно из самых трогательных писем (оно датировано апрелем 1964 года) было отправлено артистом оркестра Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (увы, его фамилия написана неразборчиво). Он просил включить его в число чернорабочих для помощи при закладке фундамента будущего памятника на площади Победы.

«…Я не архитектор и не художник, не скульптор и даже не инженер, но в искусстве «немного» разбираюсь, — отмечал автор послания, — а потому прошу вас выслушать и мои скромные предложения по поводу того, где поставить памятник и какой он должен быть. Говорят, есть предложение поставить памятник на берегу Финского залива — там, где в ближайшие годы будет оборудован морской порт. Эта идея неплохая. Это будет, правда, некоторым подражанием статуе «Свободы» в Нью-Йорке, но это ничего не значит».

Главное, по мысли артиста, чтобы памятник был талантливым и не типовым, как дома в новостройках. 

«…Ведь этот памятник будет стоять века и напоминать людям будущего о том, какая ужасная была последняя война на земле. Не мешает поставить возле памятника 4 светильника, которые днем будут излучать дым, а вечером и ночью в них будет гореть огонь (так же, как на ростральных колоннах)»

проект2.jpgАвтор этого предложения, без сомнения, был вдохновлен «Медным всадником», поскольку практически точь‑в-точь изобразил постамент этого памятника./Из коллекции ЦГАЛИ СПб. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Предложений было очень много. Без всякого сомнения, все они шли от чистого сердца, но, увы, не могли быть осуществлены, поскольку их авторам зачастую не хватало художественного мастерства, чтобы выразить свои идеи.

А спустя еще полтора года прозвучал знаменитый призыв поэта-фронтовика Михаила Дудина. В своей статье, опубликованной 23 февраля 1965 года в ленинградской газете «Смена», он от имени ветеранов войны писал: «Пусть на месте кольца блокады вырастет вокруг Ленинграда зеленое кольцо мира, пусть оно обозначит на вечные времена своим зеленым шумом рубеж нашего мужества… Пусть каждый ленинградец, молодой и старый, долгом и честью сочтет посадить на смертном рубеже дерево вечной жизни и памяти — это наш долг».

Читайте также:

Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда передали художественный портрет участника битвы за Ленинград

Война в эфире: сражение с вражеской армией шло не только на фронте

#блокада Ленинграда #памятник #читатели

Комментарии