Палаццо для корабелов

В 1930-е годы в Ленинграде развернулось бурное строительство.В разных городских районах на месте деревянных домиков или на пустырях росли заводские корпуса, детские сады и школы, общежития и жилые дома. Застраивая «с нуля» окраины, советские зодчие должны были создать новые архитектурные ансамбли, достойно продолжающие более чем двухвековые градостроительные и эстетические традиции города на Неве.

Палаццо для корабелов | Студенты зажили бы как дожи. Иллюстрация из журнала «Архитектура Ленинграда», 1937 г.

Студенты зажили бы как дожи. Иллюстрация из журнала «Архитектура Ленинграда», 1937 г.

Одной из крупнейших площадок, где оттачивалось мастерство проектировщиков, было Автово. Здесь, как и в других районах, где предстояло застраивать обширные кварталы, важнейшей задачей было оформление дальних перспектив. Требовалось художественно обработать строящиеся в глубине кварталов здания или их торцы, открывающиеся перед взором в разрывах стоящих по «красной линии» многоэтажных домов.

Одно из интересных решений этой задачи предложила мастерская Ленпроекта под руководством архитектора А. Л. Лишневского, обладавшего большим, еще дореволюционным опытом проектирования и строительства. Предстояло спланировать и построить «узел», состоящий из трех зданий: два выходящих на улицу Стачек (получила статус проспекта в 1940 г.) жилых дома для Главморпрома и в глубине между ними - общежитие для студентов Ленинградского кораблестроительного института (пр. Стачек, 86 - 88, корп. 1 и 2). К разработке проекта, работа над которым началась не позже 1936 г., Лишневский привлекал архитекторов своей мастерской С. В. Малиновского и П. М. Розенблюма.

С домами вроде бы все было понятно. Их фасады смотрели на магистраль и оформлялись в соответствии со сложившейся тогда концепцией озеленения новых кварталов. Нижние три этажа получали легко рустованную стенку, служащую основанием колоннам, обрамляющим верхние этажи. Предполагалось, что со временем рассаженные вдоль улиц деревья разрастутся, закрыв с дальних перспектив нижние этажи, потому сильные пластические композиции здесь и не нужны. Зато верхнюю часть архитекторы мастерской Лишневского предлагали обработать богато: опоясанные колоннадами башенки-бельведеры; угловые лоджии с колоннами; немногочисленные, но выразительные лепные детали в духе барокко.

Проблема была со зданием общежития - как его поставить? Архитекторы предложили вольготно раскинуть его за «спинами» домов в форме буквы «П». Благодаря такой планировке перед общежитием образовывался обширный двор, вызывающий воспоминания о дореволюционных петербургских дворах-курдонерах. Чтобы шум магистрали как можно меньше достигал обиталища студентов-корабелов, двор был раскрыт в глубину квартала, а не к улице. В общежитии были намечены комнаты для холостых и семейных студентов. Причем помещения для последних - в торцах с самостоятельными входами. Были предусмотрены условия для учебы и полноценного отдыха: комнаты для занятий, библиотека, небольшой спортзал, буфет и даже гараж для велосипедов. Одна из триад архитектуры - польза - была достигнута, но как быть с красотой? Если поставить общежитие вровень с торцом одного из домов, то образуется убегающая вдаль «просека». В прессе тех лет отмечалось, что «отсутствие декорации между зданиями вредно отражается на архитектуре застройки магистралей», зрительно создавая «провалы». Что же делать?

Архитекторы задумали следующее. Они подтянули торец общежития к просвету между домами и оснастили его мощным пластическим пятном - композицией, состоящей из трехарочной лоджии на уровне второго и третьего этажей и венчающего треугольного разорванного фронтона. Теперь взгляд любого человека, проходящего по магистрали, невольно цеплялся бы за аркаду. Требуемая архитектурной критикой «декорация между зданиями» была создана, а здание общежития (вернее, только его торец) получило образ венецианско-флорентийского дворца эпохи Возрождения. «Арочная» тема выплескивалась бы и на улицу: предлагалось стянуть дома аркадой из пяти арок, отделив двор от магистрали. Такая композиция как бы приглашала войти в уютное спокойное пространство двора.

Комплекс из трех зданий был построен в соответствии с планом, но художественное убранство попало под «ножницы» Ленгорисполкома. В 1940 г. вышло распоряжение: «в целях ликвидации излишеств» упростить фасады как строящихся, так и законченных, но не оштукатуренных домов - особенно тех, которые обращены на «внутриквартальное пространство».

Бельведеры лицевых домов были признаны неуместными и упрощены до банальных «коробок» - «можно допустить подчеркивание вертикалями улицы», но никак не входа в квартал, тем более что этот вход «приводит на торец внутриквартального жилого корпуса». Не стоит говорить, что связующая аркада и лоджия в торце общежития также были ликвидированы.

Сейчас, проходя по проспекту, мы видим в глубине квартала прямоугольник торца общежития, скупо выделенный из общей массы здания лишь порталом с вазонами. Увы, не сбылась Венеция с ее палаццо, мотивы которой не раз использовались в дореволюционном Петербурге, но оказались неуместными в советском общежитии.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5816) от 25.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».