Палаццо в Семенцах. История доходного дома Каценеленбогена
В облике этого шестиэтажного здания есть что‑то, роднящее его с палаццо эпохи Возрождения. Нижний этаж — аркада, отделанная шероховатым камнем. Между узкими боковыми ризалитами — четыре коринфские полуколонны, на которых изначально была установлена круглая скульптура, впоследствии утраченная. В промежутках между полуколоннами — трехгранные эркеры, прибавляющие квартирам и площади, и уюта.
Этот доходный дом стал последней дореволюционной постройкой гражданского инженера Николая Каценеленбогена. В советское время он занимался преимущественно преподаванием, сооружением и реконструкцией предприятий./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Этот доходный дом (Можайская ул., 18) был выстроен гражданским инженером Николаем Давидовичем Каценеленбогеном в 1913 году на участке, принадлежавшем его жене Вере Львовне. О постройках зодчего искусствовед В. Г. Исаченко сказал, что они «внесли острые, запоминающиеся штрихи в городскую среду». И этот дом не исключение.
Общий художественный строй сооружения не оригинальная находка зодчего. Схожий прием — эркеры, зажатые между колоссальными колоннами, — ранее применил в Петербурге архитектор Владимир Алексеевич Щуко, построивший в 1908 – 1910 годах доходный дом военного инженера Константина Васильевича Маркова (Каменноостровский пр., 65). Противопоставление суровых колонн хрупким с виду эркерам показалось интересным и Н. Д. Каценеленбогену, и он развил тему в доходном доме своей супруги.
Фасад здания декорирован барельефами в духе Ренессанса и ушастыми бородатыми маскаронами, вероятно, изображающими божество лесов и полей. Изначально по сторонам террас, расположенных на боковых ризалитах, находились декоративные вазы, но они, как и статуи на колоннах, не сохранились.
Котельная, обеспечивающая отопление дома, находилась под самим зданием. На парадной лестнице установили лифт. В первом этаже были две комфортабельные квартиры, а также помещения для обслуживающего дом персонала. В верхних ярусах — по две большие квартиры с двумя входами и ванными. В мансарде помимо квартир был оборудован фотографический павильон. Стремясь с максимальной выгодой использовать площадь участка, архитектор устроил под поверхностью двора дополнительное помещение.
В доме применены так называемые лежачие окна, ширина которых превышает их высоту. Такие окна станут особенно популярными в период конструктивизма, но, как видим, их использовали и раньше, в эпоху модерна.
Одним из жильцов этого дома был капитан 2‑го ранга Вячеслав Константинович Небольсин, специалист по взрывному делу и применению его при подводных работах, представитель древней фамилии столбовых дворян, давшей России династию из четырех поколений высших морских офицеров. Он был сыном адмирала К. В. Небольсина. Его старший брат, контр-адмирал Аркадий Константинович Небольсин, участник Цусимского морского сражения, в марте 1917 года был смертельно ранен в ходе матросских волнений в морской крепости Свеаборг.
К Вячеславу Константиновичу судьба была более благосклонна. В 1921 году он оказался в тунисской Бизерте: здесь была последняя стоянка Русской эскадры, в 1920 году эвакуировавшей армию П. Н. Врангеля из Крыма. Скончался В. К. Небольсин в Париже в 1933 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев‑де-Буа.
Читайте также:
Первый панельный. Дом на улице Полярников был сдан госкомиссии 1 ноября 1955 года
Дом для машиностроителей. История уникального здания на Большом Сампсониевском проспекте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (8045) от 28.11.2025 под заголовком «Палаццо в Семенцах».





Комментарии