Палаццо купца Комова. История дома в стиле неоренессанса на улице Пестеля
Любители разглядывать старинные дома неизменно обращают внимание на две надписи на фасаде этого здания, являющиеся неотъемлемой частью его архитектурного облика. В картуше - «ПКА», выше - «Основано в 1893 году».
Нижний этаж здания всегда занимали коммерческие заведения. Во времена нэпа тут был магазин с вывеской «Удивительно все дешево». ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Версий о том, как расшифровать аббревиатуру и что было основано больше века назад, возникает множество. Ответ же очень прост: «ПКА» - инициалы последнего владельца этого здания купца Петра Андреевича Комова. А дата указывает вовсе не на время постройки, как можно было бы предположить, а на год основания принадлежавшего купцу Комову бюро похоронных процессий. Для его конторы купец сначала арендовал в этом доме на тогдашней Пантелеймоновской улице отдельные помещения, а в 1900 году и вовсе приобрел в собственность все здание.
Первоначально, в первой трети XIX века, оно принадлежало чиновному семейству Обуховых, а в середине того же столетия на полвека перешло во владение Путятиных: сперва Евфимия Васильевича (адмирала, дипломата, подписавшего в 1855 году первый договор о дружбе и торговле с Японией, а в 1861 - 1862 годах министра народного просвещения), затем его сына Евгения. Последний служил в гвардейской конно-артиллерийской бригаде, был ранен на Русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов, вышел в отставку и занимался в своем имении в Подольской губернии садоводством и музыкой, пытался освоить граверное мастерство.
В 1903 году архитектор Иван Михайлович Гольмдорф по заказу купца Комова перестроил дом на Пантелеймоновской, придав ему облик в духе флорентийского палаццо. Сооружение стало одним из поздних образцов неоренессанса в Петербурге. «Флорентийский вкус» был популярен в столице раньше, во второй половине XIX века, яркие примеры - дворец великого князя Владимира Александровича (Дом ученых) на Дворцовой набережной, здание архива Государственного совета на Миллионной улице.
«Дом с драконами» и его обитатели. Кто жил в историческом здании на углу Литейного и Пестеля?По центру дома П. А. Комова была устроена проездная арка скругленных очертаний, над ней - окно, обрамленное сложной композицией: две тонкие колонки, с которых как бы стекают закрученные спиралью завитки - волюты. В полуциркульную часть оконной композиции вписана лепная раковина моллюска - декоративный мотив, популярный в архитектуре Ренессанса.
А еще выше, на уровне третьего этажа, над проездной аркой появилась одинокая ионическая колонна, зажатая между узкими окнами. Этот курьезный архитектурный элемент, нарочито поставленный на самом видном месте, чем-то напоминает популярное после Первой мировой войны зодчество периода ар-деко, для которого характерно «любование» отдельной деталью. Архитектор Гольмдорф как будто бы опередил время.
Кстати, Иван Гольмдорф, не так много построивший в Петербурге, в конце ХIХ века был в числе основателей сиверской дачной местности. Он одним из первых приобрел здесь обширный участок леса, владел домами на берегу реки Оредеж. Здешний хвойный массив даже носил название Гольмдорфов лес, и оно бытовало в местной топонимике до конца 1930-х годов. Гольмдорф ежегодно вносил небольшие суммы на развитие и благоустройство дачной Сиверской, на поддержку народного образования и другие нужды.
После 1917 года в его усадьбе был открыт первый в Сиверской детский дом для беспризорников Петрограда, во время Великой Отечественной войны в здании обитали немецкие летчики. После войны дача стала использоваться как спальный корпус «Сиверской лесной школы», а в 1992 году здесь был открыт музей истории Сиверской - «Дачная столица»...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6524) от 13.09.2019 под заголовком «Палаццо купца Комова».




Комментарии