2Vtzqv4Hz9U

Отсель грозить мы будем Нарве. Во времена Российской империи город входил в состав Санкт-Петербургской губернии

На гравюре середины XIX века — словно бы сказочная картина. На самом деле это вполне реальное изображение, более того, древние крепости в немалой степени выглядят почти так же, как и сегодня. Слева, на одной стороне реки Наровы, — крепость Ивангород, справа, на другой стороне, — Нарвский замок.

Отсель грозить мы будем Нарве. Во времена Российской империи город входил в состав  Санкт-Петербургской губернии | Русская крепость выстояла в войнах, а вот запечатленных на гравюре нарвских готических шпилей и островерхих крыш нынче нет: они были уничтожены в огне Второй мировой…/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

Русская крепость выстояла в войнах, а вот запечатленных на гравюре нарвских готических шпилей и островерхих крыш нынче нет: они были уничтожены в огне Второй мировой…/РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора

В древности Ивангородская крепость была военным, культурным и духовным форпостом России на ее западных рубежах. По сути, такое положение сохраняется и сегодня. Совсем скоро у стен крепости появится памятник ее основателю — Ивану III. Думается, давно пора!

Именно этому государю мы обязаны тем, что значительная часть русских земель была во второй половине XV века объединена вокруг Москвы, а она сама превратилась в центр единого государства. За что Ивана III и называли «собирателем земли русской». Именно при Иване III удалось окончательно избавить страну от ордынской зависимости, а также был принят Судебник — свод законов государства, появился нынешний герб России — двуглавый орел…

Что же касается Ивангорода, то форпост был заложен в конце XV века — для защиты от ливонских и шведских войск. Отсюда и название, данное в честь основателя: «нарече ему имя Ивангород в свое имя».

Первая крепость — детинец — была очень маленькой. От башни до башни расстояние было всего сорок метров. Ее еще называли крепостью с «лошадиную шкуру». По легенде, когда Иван III был на противоположном берегу в гостях у ливонских рыцарей, он заявил хозяевам, что на правом берегу реки Наровы хочет возвести русскую крепость. Те расценили это как неслыханные наглость и дерзость. Тогда царь решил схитрить. Он сказал: мол, я построю совсем маленькую крепость — всего‑то с лошадиную шкуру.

Ливонцы посмеялись и… согласились. Между тем Иван III приказал принести ему шкуру большого белого коня, а затем велел портному разрезать ее. И когда работа была завершена, то получился большой клубок белых кожаных ниток. Вот по этому клубку и была отмерена территория первоначальной крепости…

В летописях говорится, что через четыре года после строительства крепости на нее напали шведы. Десант был очень большой, около шести тысяч человек, а противостояли им всего двести — триста защитников. Шведы разрушили постройки, сожгли находившуюся внутри крепостных стен Никольскую церковь. Они затем предложили немцам-крестоносцам купить то, что осталось от крепости, но те отказались. Шведы сели на свои корабли и уплыли домой.

А на руины вернулись русские люди. Они пришли с крепости Ям, которая находилась в нынешнем городе Кингисеппе, бывшем Ямбурге. Восстановили детинец, за двенадцать недель воздвигли Большой Боярший город.

Ливонцы прозвали Ивангородскую крепость «грозой Нарвы». То обстоятельство, что от Нарв­ского замка ее отделяло всего несколько сотен метров, нередко становилось роковым. Вот конкретный пример. В 1558 году, когда заканчивался срок мирного договора между Ливонией и Россией, ливонцы просили Ивана Грозного продлить срок его действия. Документ подписали. А в скором времени в Нарвском замке ливонцы праздновали католическую Пасху. На русской же стороне еще продолжался Великий пост.

Рыцари бурно отмечали свой праздник. Один из них, будучи в сильном подпитии, забрался на башню Длинный Герман и увидел, что из Никольской церкви выходят много богато одетых людей. Решил пугнуть их и выстрелил из пушки. После чего заговорили и другие ливонские орудия.

Ивангородский комендант оставался верен действовавшему мирному договору и ответного огня не открывал. Он отправил гонца в Москву со срочной депешей, в которой сообщал, что ливонцы, прося о мире, первые его и нарушили. Тогда Иван Грозный отдал приказ о начале новой войны. Русские ратники бросились на штурм Нарвского замка и захватили его за полтора часа. В ознаменование этой победы в Ивангородской крепости возвели каменную Никольскую церковь…

Грозные тени тех лет как будто постоянно оживают в стенах Ивангородской крепости. Не случайно главным событием минувшего лета в Ивангороде стал военно-­исторический фестиваль «Былины и богатыри». В стенах фортеции словно ожил средневековый русский город. Кузница, гончарная мастерская, школа фехтования, былинные наигрыши на гуслях, концерты, скоморохи…

Ну а ключевым действом фестиваля стала битва, в которой славные богатыри сражались с силами зла — войском Кощея Бессмертного. И, естественно, его победили. Да и разве могло быть иначе?! 


#Нарва #гравюра #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7493) от 04.09.2023 под заголовком «Отсель грозить мы будем Нарве».


Комментарии