Отряд под командой Яна
История возникновения скаутского движения в России более-менее известна. Первый отряд организовал в 1909 году в Царском Селе штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового его императорского величества полка О. И. Пантюхов. Это формирование служило эталоном для всех скаутских организаций России.
Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com
Гораздо менее известна история еще одного скаутского объединения, сформированного непосредственно в Петербурге. Летом 1910 года преподаватель латинского языка 1-й петербургской мужской гимназии на Ивановской ул., 7 (ныне Социалистическая; теперь в этом здании помещается школа № 321), и редактор журнала «Ученик» Василий Янчевецкий организовал «легион юных разведчиков». За плечами Янчевецкого было окончание историко-филологического факультета столичного университета и работа военным корреспондентом Петербургского телеграфного агентства в годы Рус-ско-японской войны. Впоследствии, уже в советское время, он стал писателем, известным под псевдонимом Ян.
Как следует из личного дела Василия Янчевецкого, сохранившегося в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, молодой преподаватель набрал отряд из двадцати мальчиков. С ними он занимался военным строем, гимнастикой и разными приемами разведок по системе британского военачальника основателя скаутизма Баден-Пауэлла.
Узнав об этом, многие ученики 1-й гимназии обратились к преподавателю с просьбой начать такие же занятия «юных разведчиков» непосредственно в самом учебном заведении. Янчевецкий подал 8 октября 1910 года рапорт на имя директора гимназии, предложив организовать курс занятий один-два раза в неделю и по праздникам, а также выразил готовность приобрести за собственный счет для воспитанников бамбуковые шесты для упражнений. Всех мальчиков разделили на две группы бойскаутов - разведчиков-велосипедистов и телеграфистов.
Соответствующее разрешение попечителя Петербургского учебного округа было получено, и скауты занялись гимнастикой, фехтованием, военным делом, ходили в походы и устраивали лагерные сборы.
Через два года, в июне 1912 года, Янчевецкий устроил скаутский лагерь на берегу Финского залива близ Лахты. Согласно архивным документам, для его нужд городской интендантский вещевой склад выделил десять палаток, в которых должны были размещаться одновременно от 50 до 100 мальчиков. От родителей юных скаутов требовалось письменное разрешение на пребывание их сыновей в лагере.
Мальчикам предстояло, живя в палатках и шалашах, изучать природу, ботанику, зоологию и естествоведение, а также заниматься спортом, подвижными играми, самим готовить пищу, содержать себя, наблюдать за порядком и гигиеной, нести караульную службу. Помимо обычных для юных разведчиков занятий мальчики собирались заниматься съемкой местности и рисовали карты, для чего Янчевецкий подал запрос на получение из гимназии астролябии и телескопа для наблюдения за звездами.
Однако уже в начале июля выяснилось, что скауты не очень готовы к спартанским условиям. Для соблюдения чистоты и гигиены Янчевецкий попросил директора гимназии выделить два десятка кроватей с матрасами из пансиона гимназии. Ему отказали в этой просьбе, поскольку в то время там были размещены «потешные», проходившие строевую и начальную военную подготовку. «Потешное войско» времен Николая II стало формой военно-физической подготовки молодежи, предпринятой на фоне поражения России в японской войне. В Петербурге в июле 1912 года даже прошел смотр «потешных» под покровительством Николая II.
На следующий год скаутский лагерь в Лахте не возобновился, поскольку Янчевецкий был причислен к Русскому археологическому институту и отправился в длительную командировку в Грецию для изучения русско-византийских отношений. Первую мировую войну он встретил в Бухаресте, где остался для изучения Балканских стран.
В 1918 году через Крым Янчевецкий попал в белую армию Колчака, где в звании полковника работал в походной типографии его армии. В 1919 году даже был редактором и издателем фронтовой ежедневной газеты «Вперед». Удивительно, но в годы советской власти колчаковское прошлое не навредило Янчевецкому: он работал учителем, директором школы, редактором газеты, писал газетные статьи и пьесы для городского театра. Поселившись в 1928 году в Москве, стал автором множества популярных исторических книг, в том числе «Чингисхана» и «Батыя», был в 1942 году удостоен Сталинской премии.
Кстати, его родной брат Дмитрий Янчевецкий, журналист и писатель-востоковед, во время Гражданский войны тоже служивший в армии Колчака, не избежал репрессий: в 1927 году был отправлен на Соловки...
Что же касается самого скаутского движения, то оно распалось после Октябрьской революции и было окончательно запрещено к 1923 году. Впрочем, образовавшаяся в 1922 году пионерская организация вобрала в себя внешнюю атрибутику и основные принципы скаутского движения, дополнив их соответствующим политическим содержанием.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5848) от 09.12.2016.
Комментарии