Отречение на колесах

Одной из реликвий, связанной с событиями Февральской революции, был вагон-салон царского поезда. 2 марта (по старому стилю) 1917 года в нем, стоявшем у перрона псковского вокзала, Николай II подписал отречение от престола.

Отречение на колесах | До Великой Отечественной войны царский вагон был музейным экспонатом в Петергофе. ФОТО из коллекции ГМЗ «Петергоф»

До Великой Отечественной войны царский вагон был музейным экспонатом в Петергофе. ФОТО из коллекции ГМЗ «Петергоф»

Фактически в 1915 - 1917 годах императорский поезд стал одной из постоянных резиденций последнего русского императора. Это был настоящий «дворец на колесах». Семивагонный состав был построен в 1896 году на Александровском механическом заводе. Все вагоны имели одинаковый наружный вид. Окраска - темно-синяя с тонкой золотой окантовкой. В начале ХХ века из соображений безопасности был построен второй экземпляр Императорского поезда - его точная копия.

Приезжая на фронт в Ставку, император оставался жить в своем поезде, снабженном телефонной и телеграфной связью.

Начальник канцелярии А. А. Мосолов в своих мемуарах подробно вспоминал о первой своей поездке в царском поезде: «Для путешествий своих царь располагал двумя поездами. По внешнему виду их нельзя было отличить один от другого... Их Величества ехали в одном из поездов, второй служил... для камуфляжа. В течение всего путешествия государь работал в своем вагоне. Поезд останавливался на больших станциях... Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии... они делали свои доклады в пути; если надо было переночевать, им отводилось купе в свитском вагоне».

После отречения царя от престола в вагоне, где это произошло, была сделана фотография участников исторического события. Она запечатлела во всех деталях и обстановку.

Дальнейшая судьба роскошных императорских вагонов была весьма примечательна. После революции из них был сформирован знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, который был не прочь примерить на себя царскую роскошь...

В 1929 году два вагона из поезда Николая II (опочивальня с кабинетом царя и салон-столовая) были переданы народным комиссариатом путей сообщения в петергофский музей. Их установили в парке «Александрия» недалеко от дворца «Коттедж». Убранство этих вагонов к тому времени сохранилось практически полностью и при их музеефикации было лишь немного дополнено некоторыми вещами из Нижней дачи, которую особенно любила семья Николая II.

Около вагонов соорудили платформу и построили два деревянных помещения, в которых развернули музей «Империалистическая война и падение самодержавия».

В 1941 году царские вагоны не смогли эвакуировать, и во время боевых действий они сильно пострадали: были сожжены и разграблены. Остовы вагонов простояли до середины 1950-х годов: после войны, видимо, не видя мемориальной ценности в царском «имуществе», их не стали восстанавливать. Сегодня в России не сохранилось ни одного из подлинных вагонов императорских поездов. А в соседней Финляндии в Музее железнодорожного транспорта в городе Хювинкяя экспонируются три царских вагона.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...