Отречение на колесах

Одной из реликвий, связанной с событиями Февральской революции, был вагон-салон царского поезда. 2 марта (по старому стилю) 1917 года в нем, стоявшем у перрона псковского вокзала, Николай II подписал отречение от престола.

Отречение на колесах | До Великой Отечественной войны царский вагон был музейным экспонатом в Петергофе. ФОТО из коллекции ГМЗ «Петергоф»

До Великой Отечественной войны царский вагон был музейным экспонатом в Петергофе. ФОТО из коллекции ГМЗ «Петергоф»

Фактически в 1915 - 1917 годах императорский поезд стал одной из постоянных резиденций последнего русского императора. Это был настоящий «дворец на колесах». Семивагонный состав был построен в 1896 году на Александровском механическом заводе. Все вагоны имели одинаковый наружный вид. Окраска - темно-синяя с тонкой золотой окантовкой. В начале ХХ века из соображений безопасности был построен второй экземпляр Императорского поезда - его точная копия.

Приезжая на фронт в Ставку, император оставался жить в своем поезде, снабженном телефонной и телеграфной связью.

Начальник канцелярии А. А. Мосолов в своих мемуарах подробно вспоминал о первой своей поездке в царском поезде: «Для путешествий своих царь располагал двумя поездами. По внешнему виду их нельзя было отличить один от другого... Их Величества ехали в одном из поездов, второй служил... для камуфляжа. В течение всего путешествия государь работал в своем вагоне. Поезд останавливался на больших станциях... Губернаторы получали приглашение сесть в вагон и следовать до границы их губернии... они делали свои доклады в пути; если надо было переночевать, им отводилось купе в свитском вагоне».

После отречения царя от престола в вагоне, где это произошло, была сделана фотография участников исторического события. Она запечатлела во всех деталях и обстановку.

Дальнейшая судьба роскошных императорских вагонов была весьма примечательна. После революции из них был сформирован знаменитый поезд председателя Реввоенсовета Льва Троцкого, который был не прочь примерить на себя царскую роскошь...

В 1929 году два вагона из поезда Николая II (опочивальня с кабинетом царя и салон-столовая) были переданы народным комиссариатом путей сообщения в петергофский музей. Их установили в парке «Александрия» недалеко от дворца «Коттедж». Убранство этих вагонов к тому времени сохранилось практически полностью и при их музеефикации было лишь немного дополнено некоторыми вещами из Нижней дачи, которую особенно любила семья Николая II.

Около вагонов соорудили платформу и построили два деревянных помещения, в которых развернули музей «Империалистическая война и падение самодержавия».

В 1941 году царские вагоны не смогли эвакуировать, и во время боевых действий они сильно пострадали: были сожжены и разграблены. Остовы вагонов простояли до середины 1950-х годов: после войны, видимо, не видя мемориальной ценности в царском «имуществе», их не стали восстанавливать. Сегодня в России не сохранилось ни одного из подлинных вагонов императорских поездов. А в соседней Финляндии в Музее железнодорожного транспорта в городе Хювинкяя экспонируются три царских вагона.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.