Главная городская газета

Открылись миру в ущерб себе

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Открылись миру в ущерб себе | На стенке Купеческой гавани – руины батареи Меншикова, названной так в середине XIX века по имени управляющего морским министерством. Ее долгое время использовали как склад, после последней войны два верхних этажа разобрали. Сегодня она пустует...<br>ФОТО

На стенке Купеческой гавани – руины батареи Меншикова, названной так в середине XIX века по имени управляющего морским министерством. Ее долгое время использовали как склад, после последней войны два верхних этажа разобрали. Сегодня она пустует...
ФОТО

Форты Кронштадта по сей день остаются территорией терра инкогнита не только для гостей города, но и для большинства петербуржцев. Потому они и не особенно представляют, в каком печальном состоянии находится большинство этих уникальных морских крепостей в Финском заливе.

С Кольцевой автодороги, пролегающей по дамбе, они как на ладони. Если ехать от Петербурга со стороны Горской, первым на горизонте виднеется «Тотлебен». От него до Сестрорецка – всего четыре километра...

– Он прикрывает северный фарватер, который долгое время вообще считался безопасным, – рассказывает наш гид специалист по истории фортов Леонид Амирханов. – Считалось, что корабли с глубокой осадкой здесь просто не пройдут. Но однажды во время шторма английское купеческое судно неведомым путем прошло извилистым фарватером прямо до Петербурга, чем вызвало не только восхищение, но и тревогу. Выяснилось, что действительно есть несколько фарватеров, которые из военно-стратегических соображений безопасности надо перекрывать.

В 1855 году, во время Крымской войны, англо-французский флот обстрелял южные форты Кронштадта, но, получив ответ, ушел, не рискнув приближаться к столице. С тех пор неприятель с моря больше ни разу не подходил к столице, в том числе и потому, что северный фарватер защитили целой системой островных фортов. Кстати, в годы Великой Отечественной войны там располагались батареи ПВО, а «Тотлебен» активно поддерживал действия 23-й армии на Карельском перешейке.

– После того как в середине 1960-х годов из фортов ушли военные, крепостные сооружения оказались брошенными, – поясняет Амирханов. – Десять лет военные постепенно снимали с фортов артиллерию, броневые двери. В 1970-х годах форты стали превращаться в помойку. Вся беда в том, что они пустуют и никем не охраняются. Благодарности потомков почему-то не заслужили...

Следующим за «Тотлебеном» по правой стороне от дамбы виден форт «Обручев» – еще одна неприступная крепость на острове.

– Там хорошая пристань, и в результате форт облюбовали водные туристы, рыбаки, яхтсмены, – сокрушается Леонид Амирханов. – К сожалению, многие из тех, кто приезжает устроить тут пикники, просто варвары... Другая беда – климат. Все сооружения в фортах, кроме «Александра I», – бетонные. В наших атмосферных условиях бетон подвержен коррозии – происходит вымывание цемента. Проводишь рукой по стене, и она осыпается... Поэтому первое, что нужно делать, – гидроизоляцию. Еще одна напасть – растительность, которая разрушает бетон. И все это характерно практически для всех фортов. Технологии консервации этих сооружений есть, но требуются большие деньги...

Всего островных фортов семнадцать. Два из них – «Кроншлот» и «Император Петр I» – пока еще находятся в ведении военных. Парадоксальная вещь: пока форты скрыты для посторонних глаз, они сохраняются. Как только, к всеобщему удовольствию, их делают доступными, там практически сразу же начинаются упадок и запустение.

За примерами далеко ходить не надо. Из 1-го Северного форта, на который можно проехать с дамбы, военные ушли в начале 2000-х годов. Теперь там такая же безрадостная картина, как и в остальных фортах. Два года назад военные ушли из форта «Риф» на котлинской косе. Теперь и там запустение. А ведь часть косы – это особо охраняемая природная территория «Западный Котлин». Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга готова взять «Риф» под свое крыло, однако вопрос пока еще решается на уровне министерства культуры.

– У государства денег на содержание фортов нет, поэтому оно только за, если находятся охотники взять их в свои руки. Но поскольку это острова, то желающих заниматься ими, да еще и с кучей обременений, найти чрезвычайно трудно. Надо прокладывать силовой кабель, устраивать водоснабжение, канализацию... Все это требует огромных денег. Поэтому идут годы, а ситуация не меняется, – поясняет Амирханов.

Единственные два форта, за которые сегодня можно не беспокоиться, – «Император Александр I» и «Константин». Первый находится в ведении Дворца конгрессов, второй – в 49-летней аренде фирмы «Третий парк». Туда мы и отправились с зимней пристани Кронштадта на пароходе, который несколько лет назад купили в Гамбурге и приспособили для туристских прогулок вокруг фортов. Кстати, на этом самом кораблике в свое время выступали «Битлз» и «Роллинг Стоунз».

– Впервые мне довелось побывать в «Константине» лет пятнадцать назад, и я ужаснулся царившей там разрухе, – рассказал Леонид Амирханов. – Теперь же «Константин» просто не узнать. Большая часть построек отреставрирована, сделана гидроизоляция, проведено электричество. И все без участия государства. Фактически сделана музеефикация, хотя музея как такового еще нет. Так что есть с чего брать пример.


КСТАТИ

Самый примечательный объект в «Константине» – бруствер инженера Шведе, защищенный броневыми плитами. На них, если приглядеться, можно различить клейма поставщика – английской фирмы «Джон Браун». Этот оборонительный комплекс вообще уникален – подобного ему больше нигде в России, да, пожалуй, и в Европе, нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook