Открылись миру в ущерб себе

Форты Кронштадта по сей день остаются территорией терра инкогнита не только для гостей города, но и для большинства петербуржцев. Потому они и не особенно представляют, в каком печальном состоянии находится большинство этих уникальных морских крепостей в Финском заливе.

Открылись миру в ущерб себе | На стенке Купеческой гавани – руины батареи Меншикова, названной так в середине XIX века по имени управляющего морским министерством. Ее долгое время использовали как склад, после последней войны два верхних этажа разобрали. Сегодня она пустует...<br>ФОТО

На стенке Купеческой гавани – руины батареи Меншикова, названной так в середине XIX века по имени управляющего морским министерством. Ее долгое время использовали как склад, после последней войны два верхних этажа разобрали. Сегодня она пустует...
ФОТО

С Кольцевой автодороги, пролегающей по дамбе, они как на ладони. Если ехать от Петербурга со стороны Горской, первым на горизонте виднеется «Тотлебен». От него до Сестрорецка – всего четыре километра...

– Он прикрывает северный фарватер, который долгое время вообще считался безопасным, – рассказывает наш гид специалист по истории фортов Леонид Амирханов. – Считалось, что корабли с глубокой осадкой здесь просто не пройдут. Но однажды во время шторма английское купеческое судно неведомым путем прошло извилистым фарватером прямо до Петербурга, чем вызвало не только восхищение, но и тревогу. Выяснилось, что действительно есть несколько фарватеров, которые из военно-стратегических соображений безопасности надо перекрывать.

В 1855 году, во время Крымской войны, англо-французский флот обстрелял южные форты Кронштадта, но, получив ответ, ушел, не рискнув приближаться к столице. С тех пор неприятель с моря больше ни разу не подходил к столице, в том числе и потому, что северный фарватер защитили целой системой островных фортов. Кстати, в годы Великой Отечественной войны там располагались батареи ПВО, а «Тотлебен» активно поддерживал действия 23-й армии на Карельском перешейке.

– После того как в середине 1960-х годов из фортов ушли военные, крепостные сооружения оказались брошенными, – поясняет Амирханов. – Десять лет военные постепенно снимали с фортов артиллерию, броневые двери. В 1970-х годах форты стали превращаться в помойку. Вся беда в том, что они пустуют и никем не охраняются. Благодарности потомков почему-то не заслужили...

Следующим за «Тотлебеном» по правой стороне от дамбы виден форт «Обручев» – еще одна неприступная крепость на острове.

– Там хорошая пристань, и в результате форт облюбовали водные туристы, рыбаки, яхтсмены, – сокрушается Леонид Амирханов. – К сожалению, многие из тех, кто приезжает устроить тут пикники, просто варвары... Другая беда – климат. Все сооружения в фортах, кроме «Александра I», – бетонные. В наших атмосферных условиях бетон подвержен коррозии – происходит вымывание цемента. Проводишь рукой по стене, и она осыпается... Поэтому первое, что нужно делать, – гидроизоляцию. Еще одна напасть – растительность, которая разрушает бетон. И все это характерно практически для всех фортов. Технологии консервации этих сооружений есть, но требуются большие деньги...

Всего островных фортов семнадцать. Два из них – «Кроншлот» и «Император Петр I» – пока еще находятся в ведении военных. Парадоксальная вещь: пока форты скрыты для посторонних глаз, они сохраняются. Как только, к всеобщему удовольствию, их делают доступными, там практически сразу же начинаются упадок и запустение.

За примерами далеко ходить не надо. Из 1-го Северного форта, на который можно проехать с дамбы, военные ушли в начале 2000-х годов. Теперь там такая же безрадостная картина, как и в остальных фортах. Два года назад военные ушли из форта «Риф» на котлинской косе. Теперь и там запустение. А ведь часть косы – это особо охраняемая природная территория «Западный Котлин». Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга готова взять «Риф» под свое крыло, однако вопрос пока еще решается на уровне министерства культуры.

– У государства денег на содержание фортов нет, поэтому оно только за, если находятся охотники взять их в свои руки. Но поскольку это острова, то желающих заниматься ими, да еще и с кучей обременений, найти чрезвычайно трудно. Надо прокладывать силовой кабель, устраивать водоснабжение, канализацию... Все это требует огромных денег. Поэтому идут годы, а ситуация не меняется, – поясняет Амирханов.

Единственные два форта, за которые сегодня можно не беспокоиться, – «Император Александр I» и «Константин». Первый находится в ведении Дворца конгрессов, второй – в 49-летней аренде фирмы «Третий парк». Туда мы и отправились с зимней пристани Кронштадта на пароходе, который несколько лет назад купили в Гамбурге и приспособили для туристских прогулок вокруг фортов. Кстати, на этом самом кораблике в свое время выступали «Битлз» и «Роллинг Стоунз».

– Впервые мне довелось побывать в «Константине» лет пятнадцать назад, и я ужаснулся царившей там разрухе, – рассказал Леонид Амирханов. – Теперь же «Константин» просто не узнать. Большая часть построек отреставрирована, сделана гидроизоляция, проведено электричество. И все без участия государства. Фактически сделана музеефикация, хотя музея как такового еще нет. Так что есть с чего брать пример.


КСТАТИ

Самый примечательный объект в «Константине» – бруствер инженера Шведе, защищенный броневыми плитами. На них, если приглядеться, можно различить клейма поставщика – английской фирмы «Джон Браун». Этот оборонительный комплекс вообще уникален – подобного ему больше нигде в России, да, пожалуй, и в Европе, нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5572) от 23.10.2015.


Комментарии