Почему царевич Алексей не оправдал надежд Петра I?

Царевич Алексей был обвинен в государственной измене, заключен в тюрьму и умер при невыясненных обстоятельствах. Произошло это триста лет назад, 7 июля (по новому стилю) 1718 года. Факт хорошо известный.

Почему царевич Алексей не оправдал надежд Петра I? | Из коллекции Государственного Эрмитажа

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Однако к подробностям его гибели исследователи обращаются не особенно часто. Не потому ли, что произошедшее бросает тень на репутацию царя-реформатора, воспринимаемого в качестве едва ли не образца государственного деятеля, примера для подражания? 

О несчастливой участи царевича Алексея, ставшего одним из первых политических узников России, мы говорим с главным научным сотрудником Музея истории Санкт-Петербурга и кандидатом исторических наук - Мариной Логуновой.

- Марина Олеговна, историк Николай Костомаров как-то сказал: «Петр I сам сделал из сына врага». На ваш взгляд, почему так случилось?

- Алексей Петрович, ставший наследником престола, первые годы провел преимущественно в обществе матери Евдокии Лопухиной и бабушки Натальи Кирилловны Нарышкиной. Петру, когда родился сын, не было еще и восемнадцати лет. Царь сам был еще юношей, который, кстати говоря, достаточно поздно сформировался как личность и не испытывал отцовской любви к сыну от нелюбимой женщины.

Когда Алексею было восемь лет, его оторвали от матери (она была для него едва ли не единственным светом в окошке): в 1698 году Петр отправил супругу в Суздальско-Покровский монастырь. Эта разлука стала страшной психологической травмой для Алексея...

В то же время царь не оставлял Алексея своим вниманием. Делал все, чтобы тот мог считаться человеком европейски образованным. Даже более, чем его отец.

К начальному обучению царевича приложил руку назначенный его учителем Никифор Вяземский: не бог весть какой педагог, но человек честный. Главным же воспитателем считался Александр Меншиков, но чисто номинально. Программу образования составлял приглашенный в Россию барон Генрих Гюйссен (здесь его звали бароном Гизеным). В нее входили русский, французский и немецкий языки, география, картография, геометрия, арифметика, политология, фортификация, военное дело, понятия о нравственности...

Царь приобщал сына и к военным делам. В 1703 году тот как солдат бомбардирской роты участвовал во взятии Ниеншанца, в 1704-м - в осаде Нарвы. Но Алексей явно не чувствовал себя охочим до ратных подвигов.

Противники Петра знали или по крайней мере подозревали о конфликте между отцом и сыном. Они видели в царевиче сторонника старины, традиций, особенно духовенство, гонимое царем-«протестантом». Можно назвать архимандрита Досифея, священника Терентия Карпова, певчего Прокофия Ярославцева и духовника царевича протопопа Якова Игнатьева, тонкого психолога, практически подчинившего себе своего духовного сына. Однажды Алексей, человек набожный, признался Игнатьеву на исповеди, что ждет смерти отца, и услышал: «Бог тебя простит, и мы все желаем ему смерти».

- Эти люди выбрали царевича Алексея, тогда еще подростка, потому что он был управляемой фигурой?

- Да нет, он вовсе не был кротким, как это порой представляют. Историк Николай Павленко отмечал, что лень и безволие причудливо сочетались в нем с жестокостью. Он, например, не гнушался тем, что бил своего учителя Никифора Вяземского. За что? Как отмечали мемуаристы, тот не внушал Алексею уважения...

Зато историк Михаил Погодин так писал о царевиче: «В искренних, задушевных письмах к друзьям является он таким, каким в самом деле был, без прикрас и натяжек, и должно сознаться, что все эти документы говорят больше в его пользу, чем в ущерб. Это был человек благочестивый, разумеется, по-своему любознательный, рассудительный, расчетливый и добрый, веселый, охотник покутить».

Царевич страшно боялся отца. Однажды - это было в 1710 году - он готов был даже прострелить себе руку из боязни, что отец заставит его демонстрировать свои знания по черчению.

Кроме того, царевич охотно симулировал различные хвори. Впоследствии он признавался, что принимал лекарства, «притворяя себе болезнь, когда случались походы, чтобы от того тем отбыть».

- Тем не менее Петр продолжал возлагать на сына определенные надежды...

- Да, в октябре 1711 года он женил его на принцессе Шарлоте-Христине-Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской. Брак был исключительно по расчету. Шарлота - внучка герцога Антона-Ульриха, а муж ее родной сестры - австрийский император Карл VI. Австрийская империя - наследница Римской. Понимаете, какая связь?..

Однако отношения молодых не складывались. Алексей завел любовницу - крепостную девушку Никифора Вяземского Ефросинью Федорову и жил с ней открыто. Судя по сохранившейся переписке, тут уже были и любовь, и страсть...

Тем не менее в браке с Шарлотой у него родились двое детей: в 1714 году - дочь Наталья, в 1715-м - сын Петр, будущий император Петр II. Вскоре после рождения второго ребенка принцесса скончалась. По своему обыкновению Петр I «смотрел анатомии», то есть участвовал во вскрытии ее тела. Пройдя курс Лейденского университета, царь считал себя и хирургом тоже, и очень любил вскрывать тела своих близких и друзей после их смерти.

Кронпринцесса Шарлота стала первым взрослым членом царской семьи, погребенным в Петропавловском соборе. А всего через два дня после похорон, 29 октября 1715 года, в семье Петра I и его второй жены Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины I, родился сын, которого тоже назвали Петром. Младенец вошел в историю под домашним прозвищем Шишечка.

Теперь представьте. С одной стороны, был сын и наследник царя от первого брака - царевич Алексей Петрович, у него родился сын и наследник - царевич Петр Алексеевич. С другой стороны, появляется еще один наследник - царевич Петр Петрович Шишечка. Это только в 1797 году император Павел Петрович утвердил правило, что наследником является старший сын царя. А Петр сам мог выбрать, кому достанется престол после него...

- Логично предположить, что Алексей, понимая характер своего отца и зная судьбу матери, жил в страхе: либо он, либо Шишечка...

- Конечно. Перед Алексеем практически не осталось выбора. В день похорон Шарлоты Петр дал ему письмо, в котором говорилось: «Горесть меня снедает, видя тебя наследника весьма на правление дел государственных непотребного...». Далее Петр угрожал лишить сына наследства: «Лучше будь чужой добрый, неже свой непотребный».

Алексей просил отца разрешить ему отречься от наследования престола. Однако Петр считал, что такого отречения мало, и на царевича будут влиять определенные круги - «большие бороды ради тунеядства своего» (духовенство), поэтому «либо отмени свой нрав и нелицемерно удостой себя наследником, или будь монах: ибо без сего дух мой спокоен быть не может»...

Царевич мечтал о простом житейском счастье. В 1716 году он отправился за границу, взяв с собой Ефросинью. Теперь уже на совершенно законных основаниях: он вдовец.

Граф Петр Толстой и капитан Александр Румянцев, отец будущего фельдмаршала, все-таки уговорили Алексея вернуться. Царевич выдвинул условие - венчание с Ефросиньей, которая была на четвертом месяце беременности. Ему обещали, что разрешат женитьбу и отпустят жить в деревню...

- То есть фактически царевича выманили обманом?

- Совершенно верно. Толстой и Румянцев привезли царевича в Москву в конце января 1718 года. Алексей, пав к ногам отца, подал ему повинное письмо, в коем просил помилования. Петр сына простил, а затем огласил манифест, в котором, объясняя преступления царевича, лишал его престола, после чего все министры, генералы, офицеры и знатные граждане присягнули царевичу Петру Петровичу Шишечке как законному наследнику престола.

На следующий день начался суд. Для расследования «царевичева дела» была создана Тайная розыскных дел канцелярия. Петр заподозрил, что к бегству Алексея за границу причастна Евдокия Лопухина, ставшая старицей Еленой. Подозрения не подтвердились, но выяснилось, что она жила не по монашескому уставу, а блудно с любовником Степаном Глебовым, не носила монашеского платья. А в жертвеннике, где были перечислены имена царствующих особ, было вписано ее имя, а не царицы Екатерины Алексеевны...

15 марта 1718 года в Москве Степана Глебова посадили на кол. Два солдата держали голову Евдокии Лопухиной, чтобы она смотрела, как в адских муках умирает ее любимый человек. Агония продолжалась 15 часов. Наказана была и Евдокия: ее имущество продали с торгов, а саму отправили в Ладожский монастырь, где она провела семь лет.

Историки считают, что как такового заговора против Петра не было, хотя группировка недовольных, конечно же, существовала. А Петр заговора очень боялся: вспомните историю его восхождения на престол, Стрелецкий бунт, когда у мальчика на глазах были растерзаны родственники...

По делу царевича Алексея пыткам подвергли около шестидесяти человек. После казней царского сына отправили в Петербург. Казалось, что дело закрыто, но затем его снова возобновили, поскольку 20 апреля 1718 года в Петропавловскую крепость доставили любовницу Алексея Ефросинью.

Ее допросили, но не пытали, признали невинной. Очевидно, ей зачли то, что именно она уговорила Алексея вернуться и повиниться. Судьба ее и ребенка неизвестна... В начале лета, после того как Петр ознакомился с материалами допросов Ефросиньи, вышел приказ об аресте Алексея. 14 июня 1718 года он был заключен в Трубецкой бастион, его подвергли пыткам: поднимали на дыбу, били кнутом, рвали ногти. Царевич оговорил себя и родственников, подписывал показания дрожащей рукой...

- Знал ли Петр о происходящем?

- Конечно, и даже сам лично присутствовал при пытках... А 24 июня 1718 года Верховный суд, состоящий из 127 высших военных и гражданских чинов, приговорил Алексея к смертной казни.

26 июня царевича снова пытали, а в шесть часов вечера он умер. По официальной версии - от апоплексического удара, случившегося после ознакомления с приговором. Общее мнение историков: царский сын умер не собственной смертью. Николай Устрялов, почти полтора десятка лет изучавший дело царевича Алексея, в разных источниках выявил девять версий его смерти. Устрялов считал, что ее причиной стали пытки.

В день смерти сына Петр посетил вечернюю службу в Троицком соборе рядом с Петропавловской крепостью. Впоследствии некоторые мемуаристы пытались увидеть в таком поступке мольбу о прощении, но это не более чем предположение, так как участие во всенощной для царя было обычным делом.

Удивительны события, происходившие дальше. Судите сами. 27 июня гроб с телом покойного царевича, облаченного в черное (он был вдовцом и носил траур по своей супруге), поставили в палатах близ Комендантского дома в Петропавловской крепости. И в тот же день пышно праздновали годовщину Полтавской победы - в Троицкой церкви, затем в Почтовом доме и Летнем саду. Были большие торжества, пир и застолье.

На следующий день тело царевича перенесли в Троицкую церковь. Четыре офицера лейб-гвардии стояли постоянно у гроба, составляя стражу и допуская несчетное множество приходивших к последнему целованию руки Алексея. А на следующий день - именины Петра: празднование, опять пир и застолье. Даже формального траура по царевичу не объявляли...

- Похороны и тут же торжества?!

- Да, так оно и было. Знаете, кто был для Петра образцом для подражания? Иван Грозный... Так что чему удивляться.

30 июня 1718 года Алексея Петровича отпели в Троицком соборе, служили лучшие царские певчие. Вечером в сопровождении царя, царицы и всех придворных чинов тело покойного было погребено в склепе рядом с супругой в недостроенном еще Петропавловском соборе.

Царь и остальные провожатые в этой печальной процессии держали в руках маленькие горящие восковые свечи, но были без траурных мантий, и только одни дамы одеты были в черные тафтяные платья. Присутствующие на похоронах уверяли, что его величество, провожая тело сына в церковь, горько плакал, а священник для своей речи взял текстом слова Давида: «Ах, Авессалом, сын мой, Авессалом».

Неясно, кто решил провести параллель между Алексеем и библейским Авессаломом, сыном царя Давида, замыслившим занять престол отца с помощью восстания и поддержанным народной любовью. Алексей Петрович не подходил на роль мятежного воителя, да и степень участия Петра I в «царевичевом деле» была далека от позиции царя Давида, который строго наказывал своему военачальнику щадить жизнь сына. Тем не менее в панегириках начала XVIII века Петра сравнивали со многими библейскими героями и, в частности, с Давидом...

Исследователи обратили внимание, что в письмах Петра I того периода, посвященных, как обычно, повседневным государственным заботам и дипломатическим делам, нет никаких следов раскаяния или горести. На следующий день после похорон царь уже провозглашал тосты по случаю спуска на воду нового военного корабля в компании своего нового князя-кесаря Ромодановского и нескольких английских корабельщиков.

Кстати, в связи с делом царевича был арестован вместе с женой и тещей кровельный мастер голландец Герман фан Болес. Накануне смерти Алексея, оставшись в башне колокольни Петропавловского собора, он видел в пыточном каземате головы каких-то людей и рассказал об этом теще. А та была повивальной бабкой жены голландского посла. Соответственно, от жены узнал посол и поспешил сообщить своему правительству. Письмо было перехвачено. Правда, через две недели всех троих выпустили, так как решили, что, кроме любопытства и болтливости, вины за ними не было.

Между тем казни и следствие по делу царевича продолжались весь 1718 год. Был казнен и Кикин, один из руководителей Адмиралтейства, советовавший Алексею не отказываться от монастыря. Единокровную сестру Петра I царевну Марью Алексеевну обвинили в том, что она передавала письма и деньги от Алексея бывшей царице Евдокии, и заточили в Шлиссельбургскую крепость...

- Сохранилась ли могила царевича Алексея и его жены?

- Когда в 1732 года шла подготовка к освящению Петропавловского собора, императрица Анна Иоанновна велела убрать надгробия с могил всех родственников Петра I, и их захоронения затерялись. В 1860-е годы в Петропавловском соборе проходила замена надгробий на беломраморные, которые можно увидеть и сегодня. Историк Николай Устрялов по панихидным росписям и архивным данным выяснил, кто из родственников Петра I был похоронен в храме в начале его строительства. Благодаря усилиям Устрялова на стенах собора были установлены вызолоченные медные мемориальные доски с эпитафиями.

В частности, на западной стене около лестницы, ведущей на колокольню, появились три доски, посвященные захоронениям кронпринцессы Шарлоты-Христины-Софии, царевича Алексея Петровича и царевны Марии Алексеевны. Сами захоронения случайно обнаружили в декабре 1906 года, когда в полу под лестницей на колокольню появилась трещина. Пришлось вскрыть пол, под которым нашли склепы...

И еще два последних штриха к нашей беседе. После смерти царевича Алексея младенец Петр Петрович «Шишечка», официально объявленный наследником престола, прожил меньше года. Он скончался при неясных обстоятельствах 25 апреля 1719 года. На следующий день его похоронили в Александро-Невском монастыре «с большим торжеством».

А имя Алексей для наследника престола с того времени считалось несчастливым и на протяжении почти двух веков в царской семье не использовалось. Традицию захотел нарушить Николай II, назвав долгожданного сына в честь любимого предка - царя Алексея Михайловича. Как известно, судьба цесаревича Алексея Николаевича оказалась трагичной. Причем свою смерть он принял спустя ровно двести лет после гибели Алексея Петровича - в июле 1918 года...

Материал был опубликован в газете под № 113 (6222) от 27.06.2018 под заголовком «Отец и сын».

#Петр I #музей #история #встреча #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6222) от 27.06.2018.


Комментарии