Отдых за городом. Как работали летние дачи для петербургских гимназистов

На своем рисунке Александр Бенуа запечатлел целый калейдоскоп событий, происходивших на школьной даче в деревне Бобыльская вблизи Петергофа. Она была организована летом 1882 года с разрешения Министерства внутренних дел и с согласия попечителя С.‑Петербургского учебного округа. Для жилья приспособили деревянный двухэтажный дом, в который на отдых и лечение приехали 52 мальчика из петербургских средних учебных заведений.

Отдых за городом. Как работали летние дачи для петербургских гимназистов | В советское время система детского отдыха была расширена, а школьные дачи постепенно трансформировались в детские спортивно-оздоровительные лагеря. Та же практика сохранена и сегодня./ФОТО из коллекции ЦГИА СПб

В советское время система детского отдыха была расширена, а школьные дачи постепенно трансформировались в детские спортивно-оздоровительные лагеря. Та же практика сохранена и сегодня./ФОТО из коллекции ЦГИА СПб

Инициатором начинания, направленного на улучшение здоровья живущих в городе детей, стал доктор Карл Андреевич Раухфус — известный педиатр и директор детской больницы принца Петра Ольденбургского. Именно он вместе с единомышленниками создал Комитет школьных дач, который в 1891 году получил официальный статус и стал Обществом школьных дач для С.‑Петербургских средних учебных заведений. Оно нашло поддержку как у представителей властей и педагогического сообщества, так и у благотворителей и даже членов императорской фамилии.

Цель общества была предельно конкретна: предоставить «слабым и болезненным» детям из «недостаточных» семей возможность провести лето за городом, на свежем воздухе, под медицинским наблюдением. И что самое главное — совершенно бесплатно.

Впрочем, попасть в ряды отдыхающих было непросто, каждую кандидатуру тщательно рассмат­ривали, последнее слово было за начальниками учебных заведений.

В ЦГИА Санкт-Петербурга сохранилось прошение вдовы чиновника Татьяны Крузе, с которым она обратилась в мае 1909 года к директору Ларинской гимназии. Она сетовала, что «ввиду хронической простуды всего организма сына моего, ученика IV класса Константина Крузе, выражающейся в постоянной, круглый год, лихорадке, кашле и общем недомогании», единственным подкреп­лением его здоровья служат два летних месяца. Надежды устроить сына к родственникам не оправдались, «и я опять поставлена в необходимость просить Ваше Высокородие не отказать в принятии его на казенную школьную дачу, так как я, при своих скудных средствах, не в состоянии не только поместить его куда‑нибудь на лето на дачу, но даже содержать на свои средства здесь, в городе». Просительнице не отказали.

Основной возраст воспитанников школьных дач был от 9 до 14 лет. Дачи для мальчиков и девочек устраивали отдельно, а здания для них арендовали (а позднее строили) в живописных уголках под Петербургом — Куоккале (ныне Репино), Левашове, Сестрорецке, Ораниенбауме.

В 1893 году вследствие дороговизны найма вместо дачи в Бобыльской общество сняло дачу для мальчиков в Куоккале в имении Б. Н. Ридингера «Мери-Хови». В ЦГИА Санкт-Петербурга, в фонде Петроградской 1‑й мужской гимназии сохранился черновик отчета о жизни воспитанников на этой даче летом 1894 года. Из документа следует, что годом ранее местный землевладелец, боясь недовольства дачников (те опасались «беспокойного соседства» в лице школьников), долго не решался сдать дачу обществу. Но воспитанники сумели настолько хорошо зарекомендовать себя, что дачники исключительно с похвалой отзывались об их поведении.

Лето 1894 года радовало хорошей погодой и позволяло разно­образить будничную дачную жизнь большими экскурсиями. Воспитанники трижды ездили в Териоки (ныне Зеленогорск) в гости к члену общества — протоиерею К. И. Ветвеницкому, который «каждый раз принимал их так радушно, угощал с таким хлебосольством, что, наверное, у них надолго останутся в памяти эти посещения». На териокских дачников большое впечатление произвели веселые песни воспитанников и особенно их «воинственный» вид: первую прогулку они совершили, вооружившись деревянными ружьями и барабанами.

Несколько раз воспитанники совершали экскурсию на мельницу, которая находилась недалеко от реки Сестры. На подводах, ­запряженных лошадьми, везли молоко, самовар, посуду и съестные припасы, чтобы устроить пикник. «Надо было видеть восторг детей от стольких повозок и оттого, что им удается самим править лошадьми», — говорилось в отчете.

За лето на школьной даче было поставлено три спектакля. В день бракосочетания великой княгини Ксении Александровны дачу украсили фонарями и устроили «роскошный фейерверк».

Сохранился и отчет о жизни детей летом 1899 года на школьной даче для мальчиков, построенной обществом в память императора Александра III. Она находилась в Сестрорецке — в местности, позже названной Дюны. Дети вставали рано, к восьми часам утра завтракали молоком и чаем с белым хлебом. Затем были учебные занятия, после которых воспитанники шли на пляж и проводили там время до самого обеда.

Участок около дачи стал местом для всевозможных игр. «Дети с большой охотой устраивали себе из сучьев и хвороста уютные шалаши и воображали себя Робинзонами на необитаемом острове», — говорилось в отчете. Ребята ухаживали за цветами и грядками, сажали деревья, удили рыбу, ходили в лес за ягодами и грибами. Вечерами, после ужина, школьникам показывали «туманные картины». Периодически на даче проводили литературные вечера и спектакли.

В дальнейшем школьные дачи продолжали активно развиваться: появлялись новые корпуса, расширялись программы, росло количество детей, получивших возможность провести каникулы с пользой.

Читайте также:

Портниха из Ленинграда: как швейная машинка спасла семью во время блокады

Как картофель изменил сельское хозяйство Петербургской губернии?


#школьная дача #история #каникулы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7976) от 22.08.2025 под заголовком «Лето за городом».


Комментарии