От темно-красного до зеленого. Как менялся облик Зимнего дворца в царское и советское время

«Богатая и ценная архитектура Зимнего дворца варварски разрушалась царями. Строились, где попало, балконы, посреди прекрасных галерей ставились казарменные стены, сооружалось бесчисленное множество печей и плит. Целые этажи были превращены в кладовые, антресоли и кухни. Наконец, весь дворец был перекрашен в темно-красный цвет, убивавший изумительный стиль всего здания». Так «Ленинградская правда» в номере от 18 августа 1927 года описывала прежнее состояние бывшей царской резиденции, которую в это время энергично приводили в «надлежащий» облик.

От темно-красного до зеленого. Как менялся облик Зимнего дворца в царское и советское время | Изображение Alexander Grishin с сайта Pixabay

Изображение Alexander Grishin с сайта Pixabay

Действительно, изменения в облик фасадов, задуманных создателем Зимнего дворца Ф.-Б. Растрелли, стали вносить вскоре после завершения строительства. В начале правления императрицы Екатерины II над юго-восточным (Комендантским) подъездом, обращенным на Дворцовую площадь, ближе к Миллионной улице, надстроили фонарик - небольшой зал под собственной крышей, освещаемый с трех сторон.

Следующим государем, проявившим активность в деле «благоустройства» фасадов, стал Николай I. По его распоряжению над юго-западным (ныне Октябрьским) подъездом Зимнего дворца был надстроен подобный же фонарик. Затем на западном фасаде дворца, обращенном к Адмиралтейству, появились открытые балконы. Оснащенные маркизами (навесами) и занавесами, они хорошо просматривались со стороны Невы.

Когда Зимний дворец восстанавливали после опустошительного пожара 1837 года, все позднейшие фасадные дополнения к проекту Растрелли - балконы и фонарики - остались. Более того, над северо-западным ризалитом появилась каменная граненая телеграфная башня, а в 1886 году рядом с ней - высокий прямоугольник лифтовой башни, где размещалось оборудование гидравлического подъемника.

Кратко рассказать о внутренних перепланировках Зимнего дворца невозможно: их было достаточно за дореволюционную историю здания. Одна из самых заметных - разделение величественной сводчатой Растреллиевской галереи первого этажа на два яруса. Местами переделки и вовсе превращали трехэтажное здание в шестиэтажное.

Часто экспериментировали и с окраской фасадных стен Зимнего дворца, к 1917 году они были сплошь выкрашены в кирпично-красный цвет, без выделения лепных деталей.

И вот в августе 1927 года «Ленинградская правда» констатировала: «Все варварство перестроек и надстроек стало видно только теперь, когда рабочие, под руководством лучших ленинградских архитекторов-реставраторов, стали расчищать дорогу настоящему дворцу - Дворцу Искусств».

Пресса постоянно рассказывала горожанам об этапах ремонтных и реставрационных работ в Зимнем дворце. 11 мая 1925 года «Новая вечерняя газета» сообщила, что Совнарком (правительство СССР) рассматривает вопрос об отпуске необходимых кредитов на капитальный ремонт зданий Эрмитажа в целом и Зимнего дворца в частности, «находящихся в угрожающем положении». В ноябре того же года читатели «Новой вечерней газеты» узнали, что в Зимнем дворце завершился ремонт крыш, а бездействовавшее в течение шести лет отопление восстановлено на 50%.

Работы по освобождению дворца от позднейших наслоений заняли более двух лет. За это время были удалены всевозможные пристройки, снесены перегородки, демонтированы лифты (саму лифтовую башню убрали позже). В августе 1927 года «Ленинградская правда» сообщала: «Вместо темных грязных кладовых уже сейчас глазам открываются прекрасные колонны, галереи, огромные, освобожденные от нагромождений залы с чудесной комбинацией дневного освещения».

С фасада убирали фонарики и позднейшие балконы. Первыми на реставрацию были поставлены фасады со стороны Дворцовой площади и Адмиралтейства. «Ленинградская правда» была полна оптимизма: «При расчистке лепок от грубой штукатурки дворец приобретает иной вид. Обнаруживаются интересные детали архитектуры... Лучшие ленинградские лепщики... бережно очищают первоначальную архитектуру, обнажают ее, замазанную цементом и глиною». Словом, возвращают «причудливый узор фантазии великого Растрелли».

Справедливости ради: одновременно с приданием дворцу изначального облика шла распродажа части богатейших коллекций, собранных в его стенах при «старом режиме»: новой власти нужны были средства на индустриализацию. За несколько лет за рубеж перекочевали тысячи предметов искусства. Часть средств, вырученных от продажи художественных коллекций, предполагалось потратить на закупку за границей красок для фасадов Зимнего дворца, но в итоге были применены отечественные разработки.

В 1927 году стены отреставрированного дворца окрасили в один из первоначальных исторических цветов - фисташковый, стволы колонн выбелили, а декоративные детали вычернили. Через три года окраску стен сменили на коричнево-серую, в 1934 году - на оранжевую. Современная окраска - светло-зеленый фон стен и белоснежные колонны - впервые появилась в 1946 году.

Читайте также о том, почему Анна Иоанновна запретила проносить покойников мимо дворца.

#Зимний дворец #история России #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6445) от 24.05.2019 под заголовком «Зимний без пристроек».


Комментарии