От церкви остались лишь своды. История собора Уланского полка в Петергофе

Любопытная, но вполне ожидаемая находка на улице Аврова в Петергофе: при замене труб строители наткнулись на старинную кладку и массивные своды. Они остались от собора Уланского полка — одного из первых в череде полковых соборов, построенных по проекту архитектора Константина Тона.

От церкви остались лишь своды. История собора Уланского полка в Петергофе | Пространства под арками были украшены барельефами  с ликами святых, в том числе Николая Чудотворца, Марии Магдалины, Архистратига Михаила, Александра Невского  и святой Ольги. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора.

Пространства под арками были украшены барельефами с ликами святых, в том числе Николая Чудотворца, Марии Магдалины, Архистратига Михаила, Александра Невского и святой Ольги. Фото начала ХХ века./Репродукция. ФОТО автора.

Возвести в этом месте церковь было решено в связи с увеличением населения Петергофа: по велению Николая I царская резиденция постепенно превращалась в уездный город. Константина Тона с помощниками поселили рядом на Кривой улице (ныне Константиновской) и выделили ему из казны на стройку 300 тысяч рублей, отпуская по 100 тысяч ежегодно.

Одновременно Тон работал над проектами Екатерининского собора в Царском Селе и Введенской церкви в Петербурге. Храмы получились похожими: как и главное творение архитектора — храм Христа Спасителя, они были построены в русско-византийском стиле.

Сводки о ходе работ по возведению собора в Петергофе каждую неделю поступали в дворцовое правление. В частности, сообщалось, что 17 июля 1837 года каменщики перемкнули «два свода под крыльцами», а неделю спустя — «кончили большой свод под подвалом и один свод под крыльцо».

29 июня 1839 года церковь в Петергофе была освящена во имя святых апостолов Петра и Павла. Сначала она была приходской, а затем ее передали лейб-гвардии Уланскому полку. В храме был устроен придел Вознесения Господня — в честь полкового праздника.

С тех пор собор стали называть Уланским. Здесь хранились воинские реликвии полка и мундиры всех императоров, начиная с Николая I. Из других достопримечательностей — серебряный напрестольный крест с частицами св. мощей, а также крест из горного хрусталя, украшенный аметистами, — дар герцога Лейхтенбергского. Из Эрмитажа в собор был передан Образ Страстей Христовых, написанный на дереве итальянским художником Чезаре да Сесто — учеником Леонардо да Винчи.

Став полковым, собор Св. Петра и Павла не перестал быть приходским. Так, согласно записи в церковной книге, 14 августа 1878 года здесь в качестве крестного для сына своей племянницы Марии Владиславлевой присутствовал «неслужащий дворянин» Федор Михайлович Достоевский.

В мае 1897 года ставшая шефом Уланского полка императрица Александра Федоровна принесла в дар собору покровцы, собственноручно вышитые шелковым гарусом, а к столетнему юбилею полка в 1903 году — парчовые облачения духовенства. Юбилейный бал императрица открыла танцем с бывшим командиром полка героем Русско-турецкой войны 1878 – 1879 годов Александром Струковым, которому привезла указ о его назначении генерал-адъютантом. Кстати, когда спустя восемь лет Александр Струков скончался, его похоронили в крипте Уланского собора. Не исключено, что его могила до сих пор сохранилась.

Побывала императрица в этом храме и на общем молебне перед отправкой полка на Первую мировую войну. В рядах улан стоял тогда и бравый вахмистр Афанасий Касатонов — будущий отец и дед двух российских адмиралов и прадед олимпийского чемпиона по хоккею.

Тяжелые времена для храма наступили после революции. В 1922 году церковная «двадцатка» и прихожане всячески сопротивлялись изъятию ценностей, производимому, как тогда говорили, ради голодающих Поволжья. Как гласит справка Петергофского исполкома, именно прихожане настояли на том, чтобы художник Рупини, эксперт от управления дворцами и музеями, дал заключение о художественной ценности церковной утвари и ее передаче в музеи. Пока ждали передачи, в собор залезли воры и украли кресты, потиры, дискосы и звездицы — всего около пуда серебра. Вдобавок комиссия по изъятию ценностей нашла спрятанные под жертвенником иконы в серебряных ризах с драгоценными камнями.

Прихожан обвинили в саботаже. Настоятеля, председателя и казначея церковного совета осудили за халатность, а собор закрыли «с изъятием из него всех молитвенных предметов». На все просьбы об открытии следовал отказ.

Точку в вопросе поставил президиум ВЦИК, постановив 24 августа 1929 года здание разобрать. Что и было выполнено. Последний настоятель протоиерей Иоанн Лесков пережил храм ненадолго: в 1938 году он был обвинен в антисоветской агитации и расстрелян. В наши дни его причислили к лику священномучеников.

Старожилы Петергофа еще помнят, как после войны на месте собора высилась гора кирпичей, которая исчезала по мере строительства школы-интерната в Пролетарском парке. Затем все пространство бывшего храма, стоявшего посередине Церковной площади, залили асфальтом, под которым оказалась уцелевшая крипта.

Неравнодушные жители Петергофа давно просят о возрождении храма, и восстановление Екатерининского собора в Царском Селе, тоже построенного когда‑то Константином Тоном, — яркий пример, что подобное вполне возможно. А пока они предлагают хотя бы сделать на площади круговое движение, чтобы в центре можно было установить крест в память о церкви.

Газетный зал

«На Ржевском артиллерийском полигоне 1‑го июля празднуется обычный годовой праздник, привлекающий туда большое количество публики из простонародья. На этот раз праздник ознаменовался крупным скандалом. Под поезд Ириновской железной дороги попал какой‑то солдатик. Толпа праздничной публики возмутилась и произвела нападение на поезд, бомбардировала его камнями и имела намерение посчитаться с поездной прислугой, но той, по счастию, удалось скрыться».

«Петербургский листок», 4 июля 1906 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#храмы и церкви #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (7206) от 08.07.2022 под заголовком «Нет уланов, нет и церкви».


Комментарии