От стапелей Балтийского завода: история первых советских торговых судов

«Вокруг красных исполинов, готовых через несколько часов окунуться в Неву, копошатся рабочие, — описывала торжественную обстановку на Балтийском заводе 25 октября 1925 года «Новая вечерняя газета». — Тысячи зрителей расположились везде, где только есть свободное место. Берега усеяны толпами народа. Десятки лодок и катеров крейсируют на воде, салютуя флагами».

От стапелей Балтийского завода: история первых советских торговых судов | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Повод для церемонии был исключительным. Впервые после Первой мировой и Гражданской войн на воду были спущены единственные в своем роде суда, спроектированные и воплощенные в жизнь усилиями отечественных кораблестроителей. Это были лесовозы «Григорий Зиновьев» и «Товарищ Сталин».

«Торговый флот — один из могучих рычагов нашей хозяйственной жизни, — подчеркнул, обращаясь к собравшимся, нарком внешней торговли Леонид Красин. — Мы не можем и не должны рассчитывать на иностранный флот. Мы можем, если мы не будем иметь своих торговых судов, оказаться в руках иностранных судовладельцев. Ура работникам, создавшим первые советские грузовые пароходы!».

А были это первый «красный» директор Балтийского завода Константин Коршунов, его заместитель Адольф Ингельман, начальник судостроительного отдела Николай Григорьев, главный инженер Павел Гойнкис и другие сотрудники предприятия. Они смогли обеспечить производство новых судов (от разработки конструкторских чертежей до закладки и строительства на стапелях) в рекордно короткий срок — около года.

Как отмечает историк флота Николай Афонин, лесовозы представляли собой одновинтовые однопалубные пароходы, на них впервые были применены электрические лебедки, что позволило значительно облегчить и ускорить погрузочно-разгрузочные операции.

Первенцы торгового флота предназначались прежде всего для перевозки пиленого леса из бассейна Белого моря в европейские страны. Именно экспорт древесины, как известно, стал основным источником валютных доходов молодого советского государства в 1920 – 1930‑е годы. Грузоподъемность новых судов составляла свыше трех тысяч тонн, что позволяло быстро перемещать значительные объемы товара.

«Распоряжение к спуску. Десятки молотков выколачивают последние подпорки. Режут канаты. Еще минута. И сначала медленно, чуть заметно для глаза, лесовоз движется на своих санках по полозьям к воде, — сообщал корреспондент «Новой вечерней газеты». — На носу вздымается красный советский флаг. Несколько оркестров играют «Интернационал». Все произошло как по нотам».

После торжественного спуска на воду новые лесовозы прошли достройку на плаву, а осенью 1927 года приступили к регулярным транспортным операциям.

«Законченный постройкой на Балтийском судостроительном заводе в августе месяце прошлого года «Товарищ Сталин» совершает сейчас четвертый рейс, — сообщала газета «Полярная правда» в апреле 1928 года. — Первый рейс «Товарищ Сталин» совершил между Ленинградом и Гуллем (ныне город Кингстон-апон-Халл в Великобритании. — Прим. ред.), затем прошел в Роттердам, а оттуда, через Северный океан, — в Архангельск. Из Архангельска — в Норвегию. И теперь, вот уже третий раз, «Товарищ Сталин» посещает Мурманск. Сейчас пароход пришел из Лондона с грузом резины, цинка и чаю».

Серийное производство лесовозов на Балтийском заводе (с внесением технических усовершенствований) продолжалось до начала Великой Отечественной вой­ны. Что же касается первенцев, то «Григорий Зиновьев», в начале 1930‑х годов ставший «Красным партизаном», пропал без вести в январе 1943 года, совершая плавание по Баренцеву морю. По всей видимости, судно было потоплено немецкой подводной лодкой. А «Товарищ Сталин», незадолго до начала войны получивший повреждения в ледовых плаваниях, был переоборудован в несамоходное нефтехранилище. В этом качестве он до августа 1945 года обслуживал нужды тыла Северного флота.

Читайте также:

Император под охраной: как берегли в городе на Неве «Медный всадник»

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения архитектора Евгения Полторацкого


#Балтийский завод #судостроение #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (8021) от 24.10.2025 под заголовком «Первенцы северных путей».


Комментарии