От купеческого ренессанса до наследия архитектуры: история доходного дома Мюзера

Это величественное здание, похожее на палаццо эпохи Ренессанса, привлекает взоры благородством форм, гармонией деталей, солидностью отделки. Нижний этаж сплошь покрыт глубоким рустом, по его бокам — две высокие арки: одна ведет в парадное, другая служит проездом во двор. Богато оформлен второй этаж: широкие боковые окна украшены колоннами с опирающимися на них треугольными фронтонами, над окнами центральной части — накладные арочные завершения…

От купеческого ренессанса до наследия архитектуры: история доходного дома Мюзера | Семейство Мюзер, владевшее этим домом, не расставалось с ним до самой революции 1917 года./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Семейство Мюзер, владевшее этим домом, не расставалось с ним до самой революции 1917 года./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Доходный дом в столь вычурном неоренессансном духе был построен в 1895 году по проекту архитектора Василия Васильевича Шауба для купца первой гильдии, торговца мануфактурными товарами, швейцарского гражданина Генриха-Вильгельма Мюзера.

Особым шиком отличается сохранившаяся по сей день отделка вестибюля и парадной лестницы. Застекленный тамбур выводит в нижний вестибюль. Его стены покрыты рустом, декорированы лепными арками с витиеватым орнаментом. Поднимаемся на несколько ступеней — и мы на площадке, откуда широкая лестница уводит наверх. Здесь нас встречает мощная приземистая колонна в три обхвата, поддерживающая арочные своды. Возникает ощущение, что мы входим в парадный зал романского замка, вот-вот на стенах заиграют отблески факелов, и зал заполнится благородными рыцарями и прекрасными дамами.

Иллюзия дополняется цветовой гаммой: колонна отделана золотистым материалом, «под золото» выкрашены стены, потолок и лепной декор. Ощущение таинственности поддерживается и спецификой освещения: лестничные марши получают свет не через окна, а через световой фонарь. Такой способ освещения помещений, в том числе и лестниц, в петербургском домостроении практиковали нередко.

Сам владелец «палаццо» в нем не жил, он обитал в двухэтажном доме на углу набережной реки Фонтанки и Графского переулка, неподалеку от Аничкова моста. Квартиры в доходном доме на Стремянной, как водится, сдавал внаем. В начале XX века в одной из них поселился одесский дантист Азриель Вульфович (Адольф Владимирович) Левинсон, сын которого, Евгений Адольфович, в будущем станет известным советским архитектором.

В 1904 году десятилетний Евгений был принят в приют принца Петра Георгиевича Ольденбургского, где воспитывались дети обоего пола без различия их происхождения, состояния, вероисповедания. Вероятнее всего, протекцию одесситу оказал барон Гораций Осипович Гинц­бург, крупный финансист и меценат. В разные годы барон покровительствовал скульптору Марку Антокольскому, литератору Самуилу Маршаку, художнику Марку Шагалу…

Читайте также: 

Киров с нами. Имя руководителя Ленинграда закрепилось в названии многих улиц нашего города

Восстановление первоначального облика. В ходе ремонтных работ был обнаружен фундамент Казанской церкви




#доходный дом #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Палаццо для сдачи внаем».


Комментарии