Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады

«После 33‑месячного перерыва в судоходстве на реке Неве 28 мая 1944 года восстановлено транзитное движение флота», — рапортовал начальник Северо-Западного речного пароходства Василий Малов председателю исполкома Ленсовета Петру Попкову. Этот документ, сохранившийся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, ознаменовал собой радостное событие, связанное с окончанием тяжелейшего периода в жизни города.

Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

До Великой Отечественной войны Северо-Западное речное пароходство, обслуживавшее Неву, Волхов и Свирь с их притоками, Ладожское озеро и Финский залив, являлось одним из крупнейших перевозчиков. В последний предвоенный год на судах и баржах транспортного предприятия было доставлено свыше 6,5 миллиона тонн различных грузов.

С началом боевых действий плавсредства речного флота в значительном количестве переоборудовали для фронтовых нужд. Буксирные пароходы становились тральщиками и сторожевиками, грузопассажирские суда — госпиталями, баржи использовали для обустройства плавучих зенитных батарей в Финском заливе.

Речники осуществляли оперативную переброску воинских подразделений, обеспечивали перевод недостроенных кораблей с ленинградских предприятий в Горький (Нижний Новгород), снабжали Ленинград по Дороге жизни. Зачастую суда попадали под удары артиллерии и авиации противника, несли потери в личном составе…

После того как блокада была окончательно снята, развернулась интенсивная подготовка к возобновлению навигации по Неве. «Немцы за время своего хозяйничанья густо заминировали фарватер, — сообщала газета «Ленинградская правда» 30 мая 1944 года. — Местами на один квадратный метр площади берега и приплесков приходились десятки мин».

Помимо осуществления саперных работ для безаварийного пропуска судов требовалось разобрать наведенные в ходе военных действий мосты, поднять со дна реки затонувшие плавсредства, заново создать навигационную систему береговых и плавучих знаков…

Еще до открытия движения по Неве была организована заготовка лесоматериалов, необходимых для восстановления разрушенного войной городского хозяйства. «Я горжусь тем, что я сплавщица, что мои руки заготовляют и сплавляют лес для Ленинграда, — рассказывала газете «Смена» одна из участниц тех событий бригадир молодежной бригады Полина Казанцева. — Возрождайся, любимый город, расцветай и хорошей пуще прежнего!».

Наконец, 27 мая 1944 года из Петрокрепости (Шлиссельбурга) в Ленинград отправился первый за годы войны караван из груженных древесиной барж, возглавляемый речным пароходом «Экватор». Около трех часов следующего дня они благополучно прибыли на Калашниковскую (ныне Синопскую) набережную, где по этому поводу состоялся праздничный митинг.

«Восстановление судоходства по Неве открывает широкие перспективы для участия речников в деле снабжения Ленинграда и области топливом и материалами, столь необходимыми в период восстановления города, — отмечалось в уже упоминавшемся рапорте Василия Малова. — На митингах, посвященных возобновлению судоходства, речники взяли на себя обязательства бесперебойно и без­аварийно доставлять все грузы, необходимые для быстрейшего восстановления любимого города Ленина».

Эти обещания были выполнены. В конце 1944 года за успешное выполнение плана перево­зок и особых заданий Военного совета Ленинградского фронта коллектив Северо-Западного речного пароходства был награжден Красным знаменем Государственного комитета обороны.

Ранее мы сообщали, как в Петрограде появился новый тип «демократического» и «пролетарского» театра, а также писали про историю создания кинокомедии «Знойный принц».


#Нева #судоходство #ВОВ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (7715) от 30.07.2024 под заголовком «Освобожденная Нева».


Комментарии