Острова памяти

До нынешнего лета лишь скромная надпись на камне напоминала о трагедии, случившейся на Ладоге близ острова Птинов семьдесят пять лет назад - 17 сентября 1941 года. Тогда штормом была разбита баржа Б-752, на которой из блокадного Ленинграда эвакуировали командиров, курсантов, преподавателей и служащих военных училищ, их семьи, военных медиков, гидрографов.

Острова памяти | Непросто было доставить крест на Сухо, еще труднее - его установить. ФОТО предоставлено общественной организацией «Остров Сухо»

Непросто было доставить крест на Сухо, еще труднее - его установить. ФОТО предоставлено общественной организацией «Остров Сухо»

Теперь на Птинове есть созданный участниками общественной организации «Остров Сухо» народный мемориал - информационные стенды и памятный поклонный крест. Его освятил «поисковый батюшка» Вячеслав Харинов...

Птинов был ближайшим к трагедии участком суши. Именно туда прибило остатки баржи, которую окрестили «ладожским «Титаником». Имена военных, находившихся тогда на барже, известны. Но, по свидетельствам выживших, на борт попали большое число неучтенных пассажиров, в том числе и немало гражданских лиц. Всего количество пассажиров могло доходить до 1200 человек.

Спастись удалось немногим. Буксир «Орел» смог подобрать на борт 159 (по другим источникам - 216) человек, еще 24 спасла канонерская лодка «Селемджа»: люди держались за канат поломанного рулевого устройства... По словам старожилов, после этой трагедии еще долгое время местные жители находили на берегу Ладоги выброшенные на берег трупы тех, кто погиб на барже, и захоранивали их. Доклад об этом трагическом эпизоде, хранившийся в архиве, был рассекречен только в 2004 году.

- Мы, участники группы «Остров Сухо», начали нашу работу три года назад с установки информационных стендов на местах боев Волховского фронта в районе станции Апраксин - вместе с поисковым отрядом «Ингрия», - говорит юрист Георгий Данилов. - Там в ходе боя за деревню Вороново в сентябре 1941 года пропал без вести мой прадед. Затем установили еще три информационных стенда в Кобоне... Но главным нашим направлением стали два острова на Ладоге - Птинов и Сухо (между ними 16 километров). У нас было стойкое ощущение, что события, связанные с ними, недостаточно известны, а память людей, погибших там, недостаточно увековечена.

Фактически Птинов - полуостров. Островом его делает канал, отсекающий его от материка. Если бы переход через канал не был заболочен, из Новой Ладоги туда можно было бы сегодня добраться пешком.

Кроме установки креста и стендов активисты восстановили надпись на памятном камне, которая, по некоторым источникам, была высечена в 1942 году гидрографами. Она гласит: «В этом микрорайоне захоронены курсанты ВВМУ им. Дзержинского, ВВМУ им. Орджоникидзе, Военно-медицинской академии и другие военнослужащие, погибшие 17.IX.1941 при переправе через Ладогу». Причем гидрографы были специально направлены на Птинов, чтобы обследовать остатки той злополучной баржи и вытащить из ее трюмов гидрографическое оборудование. Доставая его, они наткнулись на останки пассажиров...

Что же касается острова Сухо, который 22 октября 1942 года наши бойцы отстояли от немецко-финского десанта, пытавшегося прервать Ладожскую коммуникацию, там - отдельная история... Маленький клочок земли, девяносто на шестьдесят метров. Остров искусственный, насыпной, практически весь состоящий из камня. На нем находится действующий маяк, относящийся к ведению «Волго-Балта». Рядом с маяком - полуразрушенный, без крыши, домик смотрителя. Когда-то была еще и метеостанция... Здание маяка и пристройки к нему - однозначно свидетели того боя на острове Сухо, на них есть следы войны - выбоины от пуль и снарядов.

- На Сухо есть табличка, установленная в 1969 году комсомольцами: «Четыре часа вели сильный рукопашный бой. Побили много фашистов. Потопили шестнадцать судов», - говорит Георгий Данилов. - Правда, по документам известно, что все боестолкновение - от подхода немецкой эскадры до ухода ее от острова - заняло четыре часа. Фактически на острове, по хронологии событий, сам бой занял не более часа. Он, конечно, переходил в рукопашные схватки, но не все четыре часа... В качестве основного источника мы используем книгу историка Сергея Толокнова «Бой за остров Сухо», которая подготовлена на основе данных Министерства обороны и Военно-морского архива.

В команду неравнодушных людей, создавших народный мемориал на Сухо, вошли пенсионер МВД, частный предприниматель - специалист по валке деревьев и цементным работам, инженер, мастер по металлу... Даже два областных чиновника - как абсолютно частные лица, без какого бы то ни было административного ресурса. Каждый вносил свои знания, умения. Житель Новой Ладоги Сергей Гуляев предоставил команде транспорт - собственное малое рыболовное судно.

На Сухо активисты поставили три информационных стенда и памятный поклонный крест, причем основательный, металлический, на бетонном постаменте. Получили разрешение от «Волго-Балта», в оперативном подчинении которого находится остров Сухо. Крест изготовили на верфи в Новой Ладоге. Сначала там скептически отнеслись к проекту, который позаимствован у дайверов из Севастополя. Те устанавливали крест похожей конфигурации в Севастопольской бухте.

Доставить крест на Сухо тоже было весьма непросто: в уже собранном виде его погрузили на катер, который прицепили к рыболовецкому судну. Погода в этом году не баловала, Ладогу часто штормило, но участникам мемориальной акции как будто помогало провидение свыше: удалось попасть в «погодное окно».

«Суховцы» подчеркивают: все сделанное ими - общественная инициатива, без какого бы то ни было участия государства. По словам Данилова, «это наш своего рода социальный эксперимент: на что мы, граждане своей страны, способны сами без помощи государства»...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5795) от 26.09.2016.


Комментарии