Особняк торговца «тряпьём»: скрытая жемчужина среди рядовой застройки Петербурга
Подобный особняк в духе модерна едва ли ожидаешь увидеть в районе, практически полностью сформированном рядовой, а зачастую и весьма утилитарной застройкой. Здание, поставленное с небольшим отступом от красной линии и отделенное от проспекта металлической оградой на каменном цоколе, сразу же привлекает внимание своим динамичным силуэтом. С эркерами и балконами соседствуют обширные застекленные поверхности.
В советское время в этом здании размещались райкомы КПСС и ВЛКСМ, а ныне находится дом детского творчества Адмиралтейского района «Измайловский»./ФОТО Ксении ПОПОВОЙ
В последнем десятилетии XIX века этот участок на углу Рижского и Старо-Петергофского проспектов принадлежал купцу Алексею Михайловичу Сухову, занимавшемуся мучной торговлей. В 1898 году его новым владельцем стал купец 1‑й гильдии Маркус Вульфович Зив, который вел оптовую торговлю тряпьем и другим сырьем для писчебумажных фабрик. Располагавшийся ближе к перекрестку двухэтажный дом на высоком полуподвале, возведенный в 1860‑х годах, он оставил в прежнем виде (позже его реконструировали, надстроив еще одним этажом), а ту часть домовладения, которая выходила на Рижский проспект, отвел под новое строительство.
В 1902 году Маркус Зив задумал возвести здесь, на месте одноэтажных строений, пятиэтажный доходный дом с обширным внутренним двором, в центре которого поместить фонтан, декорированный фигурами рыб. Автором проекта выступил архитектор Борис Ионович Гиршович. Отделка фасадов предполагалась достаточно экономичная, в духе эклектики.
Дом для машиностроителей. История уникального здания на Большом Сампсониевском проспектеПроект доходного дома был исполнен с размахом, однако до его воплощения руки так и не дошли. Появилась новая идея: построить двухэтажный особняк с одноэтажным служебным флигелем. Его проект также составил Б. И. Гиршович, а его помощником на постройке выступил тогда еще студент Высшего художественного училища при Академии художеств Абрам Лейбович Берлин, представивший затем отчет об этих работах по месту своей учебы. (Любопытно, что после 1917 года А. Л. Берлин перебрался в Палестину, где основал свою строительную фирму.)
Облик особняка на Рижском проспекте демонстрирует черты северного модерна. Некоторые мотивы фасада были почерпнуты Б. И. Гиршовичем из композиции доходного дома, построенного Ф. И. Лидвалем несколькими годами ранее на Каменноостровском пр., 1 – 3. По словам историка архитектуры Б. М. Кирикова, «это и общая тонально-фактурная гамма, темно-серой, шероховатой, и светло-серой, гладкой, штукатурки, и горизонтальные полосы на уровне первого этажа, и трапециевидный щипец с мелкими окошками, и сложная комбинация призматических объемов угловой части здания с группами щелевидных окон наверху». С помощью искусственного материала Б. И. Гиршович сымитировал даже грубоколотый камень, которым Ф. И. Лидваль отделал нижние части стен.
На парадную мраморную лестницу особняка выходило огромное окно с витражом фирмы «М. Франк и Кº», который сохранился до наших дней. Основное поле витража выполнено из бесцветного рифленого стекла, на фоне которого выигрышно читается изящный рисунок с растительным узором. Вообще в особняке много стеклянных поверхностей. Помимо остекленного зимнего сада и витража обращают на себя внимание окна выходящего на соседний участок бокового фасада: они оформлены стеклянными блоками «фальконье». Эти полые стеклянные «кирпичи» были придуманы в конце XIX в. швейцарским архитектором Гюставом Фальконье — отсюда и их название.
Во втором этаже лицевого корпуса были расположены парадные помещения. Одни залы выдержаны в духе рококо, в других преобладают мотивы модерна. Б. И. Гиршович, начинавший свой творческий путь в период зрелой эклектики, не потерялся в эпоху модерна, сохранив виртуозное владение разными стилями, Он сумел выработать свой почерк, сочетавший новаторство и традицию, модерн и мотивы исторических стилей.
В 1907 году по проекту Б. И. Гиршовича на участке М. В. Зива была построена ограда в стилистике модерна. Осенью того же года столичная городская управа, выбирая из 30 столичных зданий те, которые могли бы участвовать в конкурсе на лучшие фасады, обратила внимание и на особняк М. В. Зива, однако в итоговый список претендентов эта постройка так и не попала.
Читайте также:
Послевоенный неоклассицизм в Ленинграде: дом с мезонинами у Выборгского сада
Другие монументы. Почему главный памятник Кронштадта так и не был построен?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (7971) от 15.08.2025 под заголовком «Особняк торговца тряпьем».




Комментарии