Особенности стиля архитектора Николая Надежина

Казалось бы, что общего у этих двух сооружений советского времени? Одно — в центре города, в окружении исторической застройки, другое — в «спальных» районах на севере. Объединяет их один и тот же автор — архитектор Николай Надежин. Он был уверен, что не стоит следовать изменениям моды в архитектуре, поскольку она слишком быстро проходит. А поэтому не старался подражать даже именитым мастерам…

Особенности стиля архитектора Николая Надежина | Строительство детского сада на улице Маяковского, 33, находилось под контролем городских властей / ФОТО Дмитрия ГУСАРОВА

Строительство детского сада на улице Маяковского, 33, находилось под контролем городских властей / ФОТО Дмитрия ГУСАРОВА

Первой его самостоятельной работой стал центральный корпус Музея революции (ныне Музея политической истории) на улице Куйбышева, соединивший бывшие особняки Кшесинской и Бранта. Он был возведен в 1957 году, когда Николаю Надежину было всего двадцать восемь лет.

Дом на Мориса Тореза 90_С.jpg
Дом на проспекте Тореза, 90, интересен и своей необычной планировкой: он состоит фактически из двух частей, одна из которых выше другой на половину этажа  / ФОТО Дмитрия ГУСАРОВА


Проект не знакомого никому автора, недавнего выпускника Ленинградского инженерно-строительного института, принятого в самый крупный и престижный проектный институт города — «Ленпроект», в мастерскую Олега Гурьева, был замечен. Он получил высокую оценку руководства города и архитектурной общественности, сразу сделав Надежина известным.

Молодой архитектор показал достойный пример, как корректно и тактично вписать новое здание в окружающую застройку. Именно этим отличался его стиль. Наверное, свою роль сыграл, как говорят сегодня, «бэкграунд»: Надежин родился в древнем Пскове, напитавшем его с юности красотой, чувством гармонии и покоя. До поступления в ЛИСИ он работал в реставрационной мастерской под руководством известного псковского реставратора Юрия Спегальского.

В том же квартале, где и музей, вблизи Соборной мечети, Николай Надежин вместе с Виктором Фромзелем возвел в 1964 году один из первых кооперативных жилых домов (Конный переулок, 1). Дом спроектирован с уступами в плане, угловыми окнами и удобной планировкой квартир.

Но самая известная жилая постройка Надежина появилась в Ленинграде двумя годами ранее, в 1962‑м. Речь о кирпичной типовой «точке» для кооперативного строительства — 1-528КП-40. Она проектировалась для серии, которой предполагалось застроить район проспекта Тореза. Рабочий проект был выполнен за три месяца, и уже в конце года на проспекте Тореза, 90, был сооружен первый подобный дом. Он получил признание не только в СССР, но и за рубежом: лестные оценки появились в иностранных архитектурных журналах. Критики даже отмечали, что внешний облик здания созвучен традициям русского авангарда.

В конце 1960‑х годов, когда Надежин жил со своей семьей в одной комнате коммунальной квартиры, его приятель архитектор Виталий Сохин как‑то пошутил: «Если бы ты, Коля, прошел по своим точечным домам только в нашем городе и взял с хозяев по пять копеек (цена проезда в метро. — Ред.), то набрал бы себе на трехкомнатную квартиру». И в этой шутке была значительная доля правды.

Дело в том, что в Ленинграде это здание было повторено 280 раз, а затем этот проект использовали при застройке Пушкина, Колпина, Соснового Бора, а также многих городов СССР. В среде архитекторов, искусствоведов и историков дом получил название «Надежинский».

Традиционной и в то же время новаторской постройкой для города явился комплекс профсоюзной школы ВЦСПС, ныне — Гуманитарного университета профсоюзов на углу Фучика и Бухарестской. Надежин начал работу над ним еще в 1969 году, а строительство продолжалось с 1974-го по 1995 год.

«Необходимо было в необремененном тогда архитектурными дос­топримечательностями Купчине ­создать уголок с истинно петербургским настроением, способный одухотворять и воспитывать уважение к истории и культуре», — говорил Надежин об этой своей работе, которая стала для него очень важной и заняла почти половину его творческой жизни.

Профессор архитектуры Юрий Курбатов отмечал безупречное планировочное решение и уникальный двор-вестибюль, служащий фокусом пространственной организации. Многие годы он является ­местом встреч и мероприятий.

Еще одно весьма необычное здание, которое было возведено по проекту Надежина, расположено в самом центре города. Речь о детском саде на улице Маяковского, 33. Его построили в 1982 году. Автору нельзя отказать в оригинальности замысла.

С 1993 года Надежин, годом ранее удостоенный звания заслуженного архитектора России, полностью перешел на педагогическую работу в Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

С большой теплотой вспоминал Надежина его ученик — ныне кандидат архитектуры Генрих Мярс: «Его богатый проектный опыт и художественный вкус позволяли профессионально и строго подходить к порученному делу. Трудно пере­оценить важность знаний и умений, переданных Надежиным своим ученикам — студентам».

Николая Надежина не стало в октябре 2005 года. За полвека твор­ческой деятельности он создал более 60 авторских проектов, большинство из которых было осуществлено.


#архитектура #мода #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 132 (7708) от 19.07.2024 под заголовком «Надежинский стиль Ул. Маяковского, 33; пр. Тореза, 90».


Комментарии