«Орудия борьбы» под сводами собора. Книжная ярмарка к началу учебного года разместилась в Казанском соборе

У прилавка среди грандиозных колонн — небогатая публика в потертых пальто и твидовых кепках. На снимке 1935 года — книжная ярмарка государственных издательств, разместившаяся под сводами Казанского собора.

«Орудия борьбы» под сводами собора. Книжная ярмарка к началу учебного года разместилась в Казанском соборе  | На подобных книжных ярмарках школьники, рабфаковцы и студенты могли приобрести не только учебники, научные и партийные труды, но и приключенческую литературу./Репродукция. ФОТО автора

На подобных книжных ярмарках школьники, рабфаковцы и студенты могли приобрести не только учебники, научные и партийные труды, но и приключенческую литературу./Репродукция. ФОТО автора

К этому времени в здании собора уже несколько лет работал Музей истории религии и атеизма. К слову, перед этим из храма изъяли около двух тонн церковной утвари, а уникальный серебряный иконостас сдали на переплавку. Среди тех, кто работал над созданием нового «убранства» музея-собора, был художник Павел Филонов.

В начале 1934 года он помогал здесь своему пасынку и ученику Петру Серебрякову, получившему заказ на оформление «безбожной» экспозиции. С вечера и до утра они, по словам Филонова, создавали «вольную, улучшенную копию» с персидского революционного плаката, а также с русского дореволюционного герба с двуглавым орлом (в три метра высотой). «Орел с гербом и этот плакат вызвали полное одобрение наших работодателей», — отмечал художник.

В отличие от пасынка Филонов, остро нуждавшийся в деньгах, был вынужден работать анонимно. Он был на «особом счету» у власти: его обвиняли в формализме и «уходе от реальности». Мастер пообещал руководству музея, что никто никогда не узнает, что он здесь работает. Чтобы не быть узнанным, Филонов, по его признанию, трудился на лесах «не отрывая носа от кисти, повернувшись… спиною к горкомовским халтурщикам».

Неудивительно, что именно «под сенью» антирелигиозного музея власти решили развернуть торговлю «орудиями борьбы за освобождение пролетариата». Именно так в ту пору называли печатную продукцию. В качестве «очагов коммунистического просвещения» по всей стране создавались Общества друзей книги: их участники проводили книжные базары, читательские конференции и литературные вечера.

К началу 1930‑х годов государственные издательства практически вытеснили с книжного рынка всех частников. Поначалу многие из них дублировали друг друга: выпускали литературу схожей тематики. Дабы избежать этого, в 1930 году Совет народных комиссаров РСФСР принял решение создать единый центр — Объединение государственных книжно-журнальных издательств (ОГИЗ), в ведение которого перешли наиболее крупные издательства.

Не всем литераторам это решение властей пришлось по душе. Так, историк литературы Роберт Куллэ в 1931 году записывал в своем дневнике: «Теперь нет выбора издательств: путь только в ОГИЗ…». А поэт Корней Чуковский критиковал объединение за «бюрократическую чепуху».

Планированием и сбытом всей продукции занималось Книготорговое объединение (с 1935 года — КОГИЗ). Его ленинградское отделение располагалось напротив Казанского собора — в бывшем доме компании «Зингер».

Особое внимание власти уделяли распространению технической литературы. Недаром один из лозунгов, размещенных на стендах книжного базара, гласил: «Вооружим творческую инициативу масс глубоким знанием техники». А еще один призыв был взят из доклада Сталина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7 января 1933 года: «Пафос нового строительства дополнить пафосом освоения новой техники».

Техническая литература была очень нужна: в стране набирала обороты индустриализация. Роль «кузницы кадров» взяли на себя высшие технические вузы (втузы), которые создавались по всей стране на базе промышленных гигантов. В них не только давали специальные знания, но и развивали «политический кругозор», умение добиваться «производственной активности широких масс». Все обучение проходило без отрыва от производства, и через пять лет втузовцы получали «корочки» «красных инженеров».


#атеизм #книги #издательство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7487) от 25.08.2023 под заголовком ««Орудия борьбы» под сводами собора».


Комментарии