Оперетта «Одиннадцать неизвестных» появилась благодаря советским футболистам

Реальный факт: в ноябре 1945 года команда московского «Динамо» совершила визит в Великобританию, где встретилась с профессиональными клубами Англии, Уэльса и Шотландии. В двух матчах футболисты клуба «Динамо» добились победы, два были сведены к ничьей. Воодушевленные победой советских футболистов, драматурги Владимир Дыховичный, Морис Слободской и Борис Ласкин в 1946 году написали либретто, а композитор Никита Богословский создал музыку. Так родилась оперетта «Одиннадцать неизвестных».

Оперетта «Одиннадцать неизвестных» появилась благодаря советским футболистам  | ФОТО Liam McGarry on Unsplash

ФОТО Liam McGarry on Unsplash

Согласно ее сюжету, первый матч советские футболисты из команды «Звезда» завершили вничью. Перед вторым матчем британцы, чтобы избежать риска поражения, включили в свою команду шесть сильнейших игроков из других клубов, в том числе «Наполеона британского футбола» — Стенли Мак Плюта. За большие деньги его купил лондонский делец Станислав Грымза.

И все‑таки англичанам не удалось добиться превосходства. Капитан советской команды Алексей Комаров блестяще руководил игрой и сам забил несколько голов в ворота соперника. Таким образом «одиннадцать неизвестных» (так иронично назвала нашу команду одна из лондонских газет) победили рекордсменов британского футбола. Футболисты «Звезды» праздновали победу, а капитан кроме спортивной удачи добился и счастья в личной жизни. Ведь еще на аэродроме он влюбился в девушку-пилота Катю Колесникову…

Премьера спектакля состоялась на сцене Московского театра оперетты 23 августа 1946 года. Постановку осуществил известный режиссер Федор Каверин, много лет возглавлявший Московский драматический театр.

Пресса отозвалась на «Одиннадцать неизвестных» несколькими критическими статьями. Драматургов упрекнули в «примитивизме сюжета», режиссера и художника — в слабом оформлении спектакля, композитора — в «легковесности и баналь­ности мелодий, рассчитанных на весьма невзыскательный музыкальный вкус».

Но были и положительные отзывы: как отмечалось в газете «Советское искусство», злободневность и удачно взятая тема «заставляют простить ее авторам драматургические погрешности». Газета «Вечерняя Москва» подчеркивала: «Советские футболис­ты побеждают своих противников творческой целеустремленностью, единой волей к победе, общественной спайкой, духом товарищества, моральным превосходством, то есть всем тем, чем силен советский человек. Это превосходство советских спортсменов над буржуазными спорт­сменами Запада и задумали показать авторы».

2 апреля 1947 года премьера оперетты «Одиннадцать неизвестных» состоялась на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Режиссером постановки стал Григорий Полячек, проработавший в театре всю блокаду. Консультантом выступил футболист Михаил Окунь — тренер и спортивный судья, заслуженный мастер спорта СССР.

Роль арендатора бара Станислава Грымзы сыграл Анатолий Королькевич, капитана советской футбольной команды Алексея Комарова — Валентин Свидерский, журналистки Бэтти Стэнвик — Нина Болдырева, центрального нападающего английского клуба «Метеор» Стэнли Мак Плюта — Владимир Мусатов, пилота на линии Москва — Лондон Кати Колесниковой — Зоя Емельянова.

Спектакль отмечен еще одной интересной деталью: в нем в Театре музкомедии дебютировала Гликерия Богданова-Чеснокова (барменша Оливия Хичкок), сразу завоевавшая симпатии зрителей. Роль одного из игроков команды «Звезда» (нападающего Леонида Кузнецова) блестяще исполнил Алексей Смирнов. Тот самый, кто впоследствии получил широкую известность благодаря комедийным ролям в кино, наиболее яркой из них стал тунеядец Федя из фильма Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»…

Даже острые сатирические образы, созданные актерами, не спасли спектакль от критических отзывов. Газета «Смена» назвала премьеру неудачной: «…Театр музыкальной комедии проявил полнейшую нетребовательность к авторам и к себе, неуважение к зрителям, поставив оперетту, лишенную каких бы то ни было достоинств. Советское искусство не понесло бы никакой потери, если бы «Одиннадцать неизвестных» так и остались неизвестны зрителям».

Спектакль не удержался в репертуаре. После того как в 1950‑х годах он был снят, больше постановок на футбольную тему в отечественной оперетте не было. Хотя, например, в Венгрии в 2020 году был поставлен мюзикл, посвященный известному футболисту Ференцу Пушкашу. И для наших деятелей искусств материала тоже хватит — достаточно вспомнить Льва Яшина, Игоря Нетто, Валентина Иванова, Никиту Симоняна. Были ведь и у нас великие футболисты!


#футболисты #матч #оперетта

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7551) от 24.11.2023 под заголовком «На сцену вышли футболисты».


Комментарии