Опасения барона Фредерикса

Дерзкое убийство Александра II, совершенное народовольцами 1 марта 1881 года, стало для петербуржцев необычайным потрясением. Прощание с императором проходило в Большой церкви Зимнего дворца (придворном соборе Спаса Нерукотворного образа). Туда помимо родственников и высших сановников допустили и депутацию крестьян. В память о царе-освободителе они принесли венок из гиацинтов, изображавших крест, в окружении пальмовых ветвей.

Опасения барона Фредерикса | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com

Настроения, которые в начале марта 1881 года царили в Петербурге, отчетливо видны в записке капитан-лейтенанта флота, флигель-адъютанта барона Николая Петровича Фредерикса (Фредрикса), являвшегося в то же время гласным (то есть депутатом) городской думы. Текст записки, а также сведения о ее обсуждении в столичной думе 6 и 13 марта 1881 года сохранились в документах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

После гибели Александра II столицу охватила паника. Из уст в уста передавались слухи, что в бумагах арестованных народовольцев обнаружились планы подкопов по Екатерининскому каналу и Малой Садовой улице для взрыва императорского кортежа. Передавая этот слух, Н. П. Фредерикс утверждал, что наследник престола Александр Александрович уже «сделал свой первый шаг по подкопанной почве», то есть избежал покушения только благодаря аресту заговорщиков, и задача всех жителей столицы - не допустить подобного.

Поскольку осмотр подвалов по Малой Садовой ничего не дал, барон Фредерикс предложил городской думе немедленно командировать в Петербург команду лейб-гвардии саперного батальона, чтобы исследовать местность вдоль Екатерининского канала между Казанским и Театральным мостами. По этой трассе часто следовал императорский кортеж.

Фредерикс боялся, что там могут быть подкопы, поэтому предлагал перекопать набережные Екатерининского канала несколькими траншеями, идущими параллельно каналу. А для укрепления гранитного берега канала и вырытых траншей - закупить необходимое количество бревен. Фредерикс полагал, что владельцы лесных складов по такому «особому случаю» снизят цену.

Другие предложения Фредерикса касались контроля за радикалами. Барон отмечал, что народовольцы вербуют своих сторонников вне пределов столицы и тайно проникают в нее, пользуясь поддержкой «беснующихся в политических соображениях сообществ». Народовольцы нашли поддержку и в европейских странах, вдалеке от «богобоязливого и труженицкого, высокочестного населения России». В связи с этим Фредерикс предложил обратиться в Министерство иностранных дел, чтобы оно заключило договоры с европейскими державами о преследовании и взаимной выдаче, говоря современным языком, «экстремистов».

Однако городская дума в своем постановлении от 13 марта 1881 года признала все эти предложения неуместными. Как выяснилось к тому времени, подкопы под Екатерининским каналом и Малой Садовой улицей оказались лишь неподтвержденным слухом. Наконец, договоры с европейскими державами не входили в компетенцию столичной думы, и барону Фредериксу предложили вынести свое предложение на высочайшее усмотрение.

Единственное, что приняла городская дума, - целый ряд мер по приданию мемориального характера месту гибели императора. Почти сразу же запретили проезд экипажей по набережной Екатерининского канала мимо места взрыва бомбы, а рельсы пролегавшей по ней конно-железной дороги перенесли на противоположный берег. Вскоре была построена временная часовня в память Александра II и началась постройка будущего Спаса-на-Крови.

Как постановила городская дума, основная ее задача в период прощания с Александром II - обеспечение безопасности в столице. Власти всерьез опасались новых акций народовольцев, а наличных сил полиции и жандармерии для тотального контроля над городом не хватало.

Накануне траурного шествия, 6 марта 1881 года, дума обратилась ко всем владельцам домов, находившихся по пути от Зимнего дворца к Петропавловской крепости, с просьбой принять все меры для предотвращения возможности «преступных покушений». Всего там насчитывался 101 дом, а также сады, живорыбные садки и пустопорожние места.

Владельцам домов надлежало тщательно осмотреть подвальные помещения - нет ли там подкопов. Им предписывалось закрыть черные лестницы, чтобы никто не мог попасть на крышу или чердак, а также ворота и все выходы со двора на улицу, по которой будет следовать шествие.

Особые распоряжения касались хозяев квартир, чьи окна выходили на улицу, по которой должна была двигаться процессия. Им категорически запрещалось пускать в квартиру посторонних. Одновременно гласные думы предложили особо наказывать хозяев тех домов, которые за вознаграждение захотят пригласить всех желающих посмотреть из окон на траурное шествие.

Перенесение тела императора Александра II, в котором участвовали более десяти тысяч человек, состоялось 7 марта 1881 года. Путь следования оцепили войска, и траурное шествие прошло без происшествий. Сами похороны состоялись 15 марта 1881 года, после ареста заговорщиков и предания их суду.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии