Окна памяти на Конной. Как петербуржец открыл собственный монумент ко Дню Победы

У каждого свое представление о том, как сохранять память и донести ее до людей.

Окна памяти на Конной. Как петербуржец открыл собственный монумент ко Дню Победы | Фото автора

Фото автора

Петербуржец Юрий Вульф по собственной инициативе открывает в День Победы народное «пространство памяти» во дворе дома, в котором живет, - на Конной улице, в двух шагах от Невского проспекта.

На глухой стене дома, наполовину обращенной к улице, - три информационные панели. Не надо задирать голову, все на уровне человеческих глаз. На светодиодном экране - электронная Книга памяти «Блокада. 1941 - 1944. Ленинград», в которую сегодня занесено чуть больше 630 тысяч имен. Фамилии с именами, датами рождения и смерти будут идти друг за другом круглосуточно, в порядке алфавита, как река времени, и потребуется не меньше месяца, чтобы «через экран» они прошли все. А затем список начнет транслироваться снова.

В двух лайтбоксах - информация про акцию «Конная, 10. Память и имя» и рассказ о судьбах жителей дома с фотографиями из семейных архивов. Рядом появится большой телеэкран, на котором можно будет увидеть документальные фильмы о доме на Конной и воспоминания жителей блокадного Ленинграда и участников войны.

По словам 72-летего Юрия Вульфа, пенсионера, в недавнем прошлом предпринимателя и человека явно не бедного, на то, чтобы привести в порядок часть стены, а также на само оборудование, он потратил почти миллион рублей собственных средств. При этом получил все необходимые согласования от собственников жилья, разрешения от районной администрации и КГИОП. Кто станет дальше обслуживать все это хозяйство? Пока Вульф будет сам следить за состоянием своего детища, но в ближайшее время намерен заняться оформлением документов на его передачу городу.

- Как правильно назвать то, что я сделал? Не надо называть это мемориалом, как уже где-то написали, - говорит Вульф. - Пусть это будут просто «окна народной памяти». Многие мне говорили: мол, то, что я задумал, - невозможно. В районной администрации еще в начале апреля заявили: ничего у вас не получится. Но я все-таки не побоялся взяться за дело...

Очень хрупкими и внешне выглядят все эти конструкции. Так и сжимается сердце, когда представишь, что могут сделать с ними, мягко говоря, не самые добропорядочные граждане... На мой вопрос, насколько созданное им защищено от вандализма, Юрий Исаакович ответил так:

- Если бояться - тогда в жизни вообще ничего не надо делать. Хочется все-таки надеяться на уважение к созданному и просто на сознательность сограждан.

А началось все с истории собственной семьи: пять лет назад Юрий Вульф выпустил книгу «Память и имя родных моих», рассказывающую о шести поколениях его рода. Дом на Конной улице - его родовое гнездо. Здесь его родные прожили почти семьдесят лет, с 1920 года. Отсюда ушел в 1941-м в народное ополчение его отец, здесь во время блокады умерла бабушка. Тут и он сам родился после войны...

Обратившись к истории семьи, Юрий Исаакович заинтересовался и прошлым дома. И прикоснулся к тем страницам, о которых прежде то ли времени не было задуматься, то ли просто был не готов...

- Основным моим источником стали домовые книги. Алгоритм был такой. Читаю: житель дома такой-то, призван в Красную армию. Затем находил сведения о нем в электронной базе данных «Мемориал», доступной в Интернете, и таким образом выяснял, что с ним дальше было, - пояснил Вульф.

В результате получилось, что из призванных в Красную армию жителей дома 17 погибли, 17 пропали без вести, 51 прошел войну и вернулся домой. Умерли во время блокады 125 человек, выжили, включая эвакуированных, - 190. Иными словами, если суммировать, из общего числа предвоенных обитателей дома (около четырехсот) война унесла жизни почти половины...

Несколько лет назад Вульф сделал импровизированное информационное пространство внутри парадного. Повесил списки жильцов, погибших во время войны, сделал несколько стендов с историями семей, переживших блокаду. А затем 8 сентября позапрошлого года впервые устроил народную акцию - пригласил жителей дома к публичному чтению имен тех, кто погиб в этом доме в блокаду. Люди заинтересовались, откликнулись.

- Меня никто не надоумил, я просто руководствовался тем, что в мире есть добрая традиция: в дни памяти зачитывать имена погибших, - говорит Юрий Исаакович. - Вообще я всегда, бывая и в других местах России, и за границей, обращаю внимание, как люди хранят память. Причем сами, без помощи государства. И порой восхищаюсь и по-доброму завидую.

В прошлом году 8 сентября Юрий Вульф повторил акцию блокадной памяти и представил книгу «Конная, 10. Память и имя». Пока есть силы и возможности, Юрий Исаакович намерен проводить ее ежегодно:

- Этот проект - не только про блокаду. Я не разделяю тех, кто погиб в блокаду, и тех, кто ушел на войну, погиб или вернулся. Все они жители нашего дома.

Материал был опубликован в газете под № 080 (6189) от 08.05.2018 под заголовком «Окна памяти на Конной».

#блокада #День Победы #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (6189) от 08.05.2018.


Комментарии