Офицер советского цирка

Пожелтевшие от времени страницы, плотная светло-зеленая обложка и надпись: «Об открытии Музея Цирка и Эстрады 8 августа 1928 года»... Его сотрудники до сих пор удивляются, как этот экспонат сохранился в их коллекции. Дневник Василия Андреева, создателя первого в мире Музея циркового искусства, по счастливой случайности не был изъят после ареста его владельца.

Офицер советского цирка | Частыми гостями циркового музея были красноармейцы, и Василий Андреев охотно проводил для них экскурсии. 1931 г.<br>ФОТО из коллекции Музея

Частыми гостями циркового музея были красноармейцы, и Василий Андреев охотно проводил для них экскурсии. 1931 г.
ФОТО из коллекции Музея

Василий Яковлевич Андреев – личность незаурядная. Он родился в Петербурге в 1874 году в семье личного дворянина, отставного штабс-капитана. В возрасте десяти лет мальчика отдали во 2-й Кадетский корпус. Там он серьезно увлекся фехтованием. Будучи уже кадровым военным, не оставляя службы, поступил на учебу в Археологический институт, по окончании которого два года бесплатно работал в средневековом отделе Эрмитажа, изучая историю холодного оружия. Затем становится фехтмейстером при 1-м Кадетском корпусе. И добивается своего откомандирования в 1908 году во Францию в первую в мире Жуанвильскую фехтовально-гимнастическую школу. Там проходит полный курс обучения, оттачивая свое мастерство.

Что потом? Молодой офицер решает осуществить свою юношескую мечту – связать жизнь с театром... Василий Андреев начинает преподавать фехтование в Петербургском театральном училище, а вскоре становится незаменимым постановщиком батальных сцен сразу в нескольких театрах. Даже разрабатывает особую дисциплину, которую назвал «специальный курс сценического фехтования по эпохам и эмоциям». И все это не оставляя карьеры военного!

К октябрю 1917 года Андреев – подполковник, кавалер орденов Св. Анны II степени и Св. Станислава II степени. С приходом к власти большевиков Кадетский корпус был закрыт, Андреев вместе с другими офицерами арестован Петроградской ЧК. Через некоторое время его выпустили, однако о продолжении военной карьеры и речи не могло идти. Тогда Василий Яковлевич решает кардинально изменить свою жизнь...

Еще занимаясь изучением фехтовального мастерства и искусства сценического движения, он заинтересовался цирковыми жанрами. Параллельно коллекционировал редкие театральные и цирковые материалы – фотографии, рисунки, гравюры... Когда в 1918 году появилась идея создания первого театрального музея Петрограда, Андреев принял деятельное участие в его организации.

Возможно, именно тогда бывшему офицеру пришла в голову мысль организовать музей, посвященный цирковому искусству. В 1924 году он обратился с этим предложением к директору Ленинградского цирка Вильямсу Труцци. Тот, по словам Андреева, отнесся к предложению «вполне сочувственно», но реальной помощи не оказал.

Прошло еще четыре года, и в Государственном институте истории искусств открылась выставка «Искусство движения», где Андреев представил свою коллекцию цирковых материалов. Интерес к ней публики был так велик, что заместитель директора Ленинградского цирка Евгений Гершуни обратился в Центральное управление государственными цирками с просьбой об открытии специального музея...

«Сегодня, 8 августа 1928 года, первый день жизни вновь созидаемого, первого в мире, Музея Цирка и Эстрады. Три года хлопотал я о его основании и только сегодня ... моя мечта начинает осуществляться», – этими словами начинается тот самый дневник в светло-зеленой обложке. Василий Андреев завел его специально, чтобы записывать свои впечатления о работе нового музея.

По воспоминаниям Андреева, 8 августа в одиннадцать часов утра заместитель директора Ленинградского цирка дал ему ключи от маленькой комнатки под сводом амфитеатра. Вот так буднично появился музей, призванный, по словам Андреева, не только собирать и демонстрировать интересные цирковые материалы, но и воспитывать «по собранным материалам и изысканиям по ним молодое советское поколение артистов цирка и эстрады».

Для Андреева музей становится настоящим делом жизни. Он ведет активный сбор экспонатов, регулярно организует выставки – как в цирке, так и на фабриках и заводах. «Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар», – отмечал Андреев.

Со всех концов земли в Ленинград отправляли материалы для пополнения коллекции. В те дни Андреев записал в своем дневнике, что возникнуть такой музей мог лишь в СССР, где впервые в истории правительство взглянуло на артистов «не как на комедиантов, забавников праздных богатых людей, а как на серьезных тружеников огромного воспитательного значения»...

Да, руководство страны действительно очень внимательно относилось к цирку. В том числе и с точки зрения лояльности кадров. В его руководстве не должно быть «социально чуждых элементов». В январе 1935 года Андреев как бывший офицер попал в «кировский поток» и был выслан в Астрахань на пять лет. В феврале 1936 года сестра Василия Андреева Анна обратилась за помощью к Екатерине Пешковой, первой жене Максима Горького, возглавлявшей с 1922 года «Помполит» («Помощь политическим заключенным»). Анна Яковлевна писала, что ее брат «честно служил советской власти как музейный работник и постановщик военных сцен и дуэлей в исторических пьесах», а о его театральных заслугах могут свидетельствовать такие режиссеры, как Мейерхольд, Смолич, Радлов. При высылке ему «никакого обвинения предъявлено не было», а что касается происхождения, то, как справедливо указывала Анна, в Ленинграде проживают немало «бывших военных высших чинов и бывших дворян».

Неизвестно, удалось ли Пешковой повлиять на судьбу бывшего офицера... В Астрахани Андреев два года работал при местном цирке – в бюро обслуживания зрителей. В октябре 1937 года вновь был арестован. На сей раз ему инкриминировали проведение контрреволюционной агитации. Вину он не признал... По приговору «тройки» был приговорен к восьми годам заключения. Согласно документам, он умер в лагере в феврале 1942 года. В 1989 году реабилитирован...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...