Офицер советского цирка

Пожелтевшие от времени страницы, плотная светло-зеленая обложка и надпись: «Об открытии Музея Цирка и Эстрады 8 августа 1928 года»... Его сотрудники до сих пор удивляются, как этот экспонат сохранился в их коллекции. Дневник Василия Андреева, создателя первого в мире Музея циркового искусства, по счастливой случайности не был изъят после ареста его владельца.

Офицер советского цирка | Частыми гостями циркового музея были красноармейцы, и Василий Андреев охотно проводил для них экскурсии. 1931 г.<br>ФОТО из коллекции Музея

Частыми гостями циркового музея были красноармейцы, и Василий Андреев охотно проводил для них экскурсии. 1931 г.
ФОТО из коллекции Музея

Василий Яковлевич Андреев – личность незаурядная. Он родился в Петербурге в 1874 году в семье личного дворянина, отставного штабс-капитана. В возрасте десяти лет мальчика отдали во 2-й Кадетский корпус. Там он серьезно увлекся фехтованием. Будучи уже кадровым военным, не оставляя службы, поступил на учебу в Археологический институт, по окончании которого два года бесплатно работал в средневековом отделе Эрмитажа, изучая историю холодного оружия. Затем становится фехтмейстером при 1-м Кадетском корпусе. И добивается своего откомандирования в 1908 году во Францию в первую в мире Жуанвильскую фехтовально-гимнастическую школу. Там проходит полный курс обучения, оттачивая свое мастерство.

Что потом? Молодой офицер решает осуществить свою юношескую мечту – связать жизнь с театром... Василий Андреев начинает преподавать фехтование в Петербургском театральном училище, а вскоре становится незаменимым постановщиком батальных сцен сразу в нескольких театрах. Даже разрабатывает особую дисциплину, которую назвал «специальный курс сценического фехтования по эпохам и эмоциям». И все это не оставляя карьеры военного!

К октябрю 1917 года Андреев – подполковник, кавалер орденов Св. Анны II степени и Св. Станислава II степени. С приходом к власти большевиков Кадетский корпус был закрыт, Андреев вместе с другими офицерами арестован Петроградской ЧК. Через некоторое время его выпустили, однако о продолжении военной карьеры и речи не могло идти. Тогда Василий Яковлевич решает кардинально изменить свою жизнь...

Еще занимаясь изучением фехтовального мастерства и искусства сценического движения, он заинтересовался цирковыми жанрами. Параллельно коллекционировал редкие театральные и цирковые материалы – фотографии, рисунки, гравюры... Когда в 1918 году появилась идея создания первого театрального музея Петрограда, Андреев принял деятельное участие в его организации.

Возможно, именно тогда бывшему офицеру пришла в голову мысль организовать музей, посвященный цирковому искусству. В 1924 году он обратился с этим предложением к директору Ленинградского цирка Вильямсу Труцци. Тот, по словам Андреева, отнесся к предложению «вполне сочувственно», но реальной помощи не оказал.

Прошло еще четыре года, и в Государственном институте истории искусств открылась выставка «Искусство движения», где Андреев представил свою коллекцию цирковых материалов. Интерес к ней публики был так велик, что заместитель директора Ленинградского цирка Евгений Гершуни обратился в Центральное управление государственными цирками с просьбой об открытии специального музея...

«Сегодня, 8 августа 1928 года, первый день жизни вновь созидаемого, первого в мире, Музея Цирка и Эстрады. Три года хлопотал я о его основании и только сегодня ... моя мечта начинает осуществляться», – этими словами начинается тот самый дневник в светло-зеленой обложке. Василий Андреев завел его специально, чтобы записывать свои впечатления о работе нового музея.

По воспоминаниям Андреева, 8 августа в одиннадцать часов утра заместитель директора Ленинградского цирка дал ему ключи от маленькой комнатки под сводом амфитеатра. Вот так буднично появился музей, призванный, по словам Андреева, не только собирать и демонстрировать интересные цирковые материалы, но и воспитывать «по собранным материалам и изысканиям по ним молодое советское поколение артистов цирка и эстрады».

Для Андреева музей становится настоящим делом жизни. Он ведет активный сбор экспонатов, регулярно организует выставки – как в цирке, так и на фабриках и заводах. «Моя мечта, чтобы Музей Цирка был не складом, не кладбищем, а живым источником творчества деятелей цирка и артистов всех жанров арены, чтобы на собраниях Музея артисты вдохновлялись, учились и обогащали свой репертуар», – отмечал Андреев.

Со всех концов земли в Ленинград отправляли материалы для пополнения коллекции. В те дни Андреев записал в своем дневнике, что возникнуть такой музей мог лишь в СССР, где впервые в истории правительство взглянуло на артистов «не как на комедиантов, забавников праздных богатых людей, а как на серьезных тружеников огромного воспитательного значения»...

Да, руководство страны действительно очень внимательно относилось к цирку. В том числе и с точки зрения лояльности кадров. В его руководстве не должно быть «социально чуждых элементов». В январе 1935 года Андреев как бывший офицер попал в «кировский поток» и был выслан в Астрахань на пять лет. В феврале 1936 года сестра Василия Андреева Анна обратилась за помощью к Екатерине Пешковой, первой жене Максима Горького, возглавлявшей с 1922 года «Помполит» («Помощь политическим заключенным»). Анна Яковлевна писала, что ее брат «честно служил советской власти как музейный работник и постановщик военных сцен и дуэлей в исторических пьесах», а о его театральных заслугах могут свидетельствовать такие режиссеры, как Мейерхольд, Смолич, Радлов. При высылке ему «никакого обвинения предъявлено не было», а что касается происхождения, то, как справедливо указывала Анна, в Ленинграде проживают немало «бывших военных высших чинов и бывших дворян».

Неизвестно, удалось ли Пешковой повлиять на судьбу бывшего офицера... В Астрахани Андреев два года работал при местном цирке – в бюро обслуживания зрителей. В октябре 1937 года вновь был арестован. На сей раз ему инкриминировали проведение контрреволюционной агитации. Вину он не признал... По приговору «тройки» был приговорен к восьми годам заключения. Согласно документам, он умер в лагере в феврале 1942 года. В 1989 году реабилитирован...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 144 (5517) от 07.08.2015.


Комментарии