Обсуждая уходящее столетие

Обсуждая уходящее столетие | ФОТО Marafona/shutterstock.com

ФОТО Marafona/shutterstock.com

Речь об этом шла на конференции «Очерки. Воспоминания. Дневники» в мемориальном музее «Разночинный Петербург». Несмотря на то что об этой войне теперь вспоминают очень много, в плане увековечения памяти ее столетие прошло достаточно скромно, отметили участники мероприятия.

Да, многие музеи устроили выставки, а в Ратной палате Царского Села даже открылся постоянный музей. Однако того, что «можно потрогать руками», не так много: в Петербурге появилось только два памятника, посвященных Первой мировой: один – у Витебского вокзала, другой – на Левашовском мемориальном кладбище. Причем если первый создан на государственные средства, то второй, посвященный воинам, ставшим впоследствии жертвами сталинских репрессий, – исключительно на народные пожертвования.

Единственный памятник в Ленинградской области, появившийся за все это время, тоже создан на общественных началах. Его установили в Кингисеппе, бывшем Ямбурге, в память об ушедшем оттуда на Первую мировую 146-м пехотном Царицынском полку. Вот, пожалуй, и все. Остается лишь надеяться, что о Второй Отечественной, как ее называли век назад, будут вспоминать еще четыре года, и в 2018-м торжественно отметят столетие ее окончания...

Представители краеведческих, вузовских и ведомственных музеев сообщили на конференции, какими уникальными реликвиями они обладают. К примеру, главный научный сотрудник государственного музея «Выборгский замок» Зинаида Новоселова рассказала о том, как еще в середине 1960-х годов в Выборге при сносе бывшей церкви 7-го Финляндского стрелкового полка рабочие обнаружили несколько пыльных папок, в которых оказались сотни документов времен Первой мировой:

– Там были копии приказов, похоронок, бланки телеграфных переводов. Изучение этих документов, переданных в наш музей, помогло воссоздать путь Финляндских полков на той войне. Свое боевое крещение они приняли в Августовских лесах, сражались в Польше, Литве и Западной Белоруссии, участвовали в Брусиловском прорыве...

В Выборге пристально следили за событиями на фронтах. Успешные действия русских войск отмечались благодарственными молебнами в Спасо-Преображенском соборе и парадами на Соборной площади. А еще в город привозили тела погибших воинов. Их с почестями хоронили на Сорвальском военном кладбище. Там же находили свой последний приют и те, кто умирал от ран в госпиталях. Тех могил там, увы, не сохранилось.

– Планов кладбища нет, что очень затрудняет поиски, – отмечает Зинаида Новоселова. – Часть имен воинов, похороненных там, известна. Их удалось установить по документам из фонда Выборгской крепости, хранящегося в Российской государственном архиве Военно-морского флота. Кроме того, есть упоминания в «Финляндской газете» за 1914 – 1917 годы, издававшейся в Гельсингфорсе.

На конференции подняли и тему ответственности за события столетней давности. Как отметил на конференции доктор исторических наук Владимир Калашников, еще в самом начале той войны каждое из правительств пыталось переложить ответственность друг на друга. И до сих пор вопрос этот остается острым и нерешенным в историческом сообществе.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5361) от 15.12.2014.


Комментарии