2Vtzqv4Hz9U

Обоз в депо. Как трамвайный коллапс едва не парализовал жизнь Петрограда

Акварель художника Александра Вахрамеева «Очередь на трамвай», датированная 1921 годом, хорошо отражает ситуацию с общественным транспортом в Петрограде на исходе Гражданской войны. Революции и разруха привели к развалу хозяйства, которое к 1917 году было весьма развитым: тогда действовало 29 линий электрического трамвая общей протяженностью 210 верст, 9 маршрутов конки (23 версты) и одна линия парового трамвая – от Знаменской площади к лавре и по Шлиссельбургскому проспекту до деревни Мурзинка (длиной 13 верст).

Обоз в депо. Как трамвайный коллапс едва не парализовал жизнь Петрограда |

Частичная остановка снабжения стала причиной частых поломок на электростанциях, прекращения движения трамваев на несколько дней или недель. В трампарках не было запасных частей, которые прежде производили на месте или импортировали. Теперь их приходилось снимать с неработающих или ремонтируемых вагонов.

В итоге к концу 1917 года из 1020 вагонов по городским улицам курсировали только 760. Остальные находились на «трамвайных кладбищах» в депо. Немногочисленные ходившие трамваи всегда были заполнены до отказа, люди висели на подножках. 

М. Бьюкенен, дочь британского посла, сравнивала петроградские трамваи с двигающимися пчелиными ульями. Англичанин Дж. Лэнсбери удивлялся, что, несмотря на убыль населения, трамваи в Петрограде всегда были так же полны, как в утренние и вечерние часы в Лондоне на набережной Темзы.

О далеко не лучшем состоянии трамвайного хозяйства в первые месяцы советской власти свидетельствуют и отчеты ревизионной комиссии общественного управления Петрограда, которую тогда возглавлял заместитель Петроградской ЧК Г. И. Бокий. Как сообщалось в документе от 18 марта 1918 года, зимой управление городских железных дорог, стремясь не сокращать количество вагонов, выпускало на линию весь состав, признанный в ходе ночного осмотра годным для движения. А в ходе таких осмотров серьезные внутренние дефекты (вроде повреждения изоляции, неправильной пайки) оставались незамеченными. Днем осмотр практически не проводили.

Из рапорта контролера ревизионной комиссии С. В. Васильковского от 24 апреля 1918 года следовало, что состояние трамвайного хозяйства было катастрофическим. В Василеостровском парке протекали крыши депо, «поскольку толь, которым она была крыта, износился и был разорван, во многих местах прогнила опалубка». Часть помещений Московского парка заняли лазарет, городской ассенизационный обоз и портняжные мастерские. При общей вместимости депо 192 вагона свободных помещений хватало на размещение не более 100.

В трех депо Рождественского парка помещался сортировочный госпиталь, а часть вагонов находилась на улице. В депо Ланского парка помимо протекавших крыш была и другая беда: не был налажен вывоз мусора на мусоросжигательную станцию, а дымовая труба при кочегарке дала трещину. В Крестовском все здания находились в распоряжении государственного автомобильного ремонтного завода.

Неудивительно, что весной 1918 года трамвайное движение осуществлялось в очень ограниченном режиме. Часть маршрутов, особенно на окраинах, были вообще ликвидированы, трассы других сокращали. В конце года число маршрутов и вовсе сократилось до девяти, чтобы они хоть как-то могли связывать центр города с окраинами. Был законсервирован Ланской трамвайный парк, частично – Московский, отложено расширение Крестовского. И если, по данным статистики, в 1916 году петроградский трамвай перевез 391,35 млн пассажиров, то в 1917 году – 299,86 млн, а в 1918 году – 241,63 млн.

Тем не менее 3 июня 1918 года удалось запустить движение электрического трамвая (вместо паровика) на участке Шлиссельбургской линии от Знаменской площади до Александро-Невской лавры.

Строительство новых линий возобновилось только в 1921 году, когда в стране был объявлен нэп и началось восстановление городского хозяйства. В 1925 году был полностью открыт Крестовский трамвайный парк.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#трамвай #история #Петроград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6815) от 27.11.2020 под заголовком «Когда в депо стоит обоз».


Комментарии