Обломок «Триумфа»

В Петергофском дворцово-парковом комплексе творчество Михаила Щурупова представлено одной-единственной работой. Но зато какой! Именно это произведение садовой скульптуры вызывало всеобщее восхищение. Речь идет о мраморной ванне с пышным рельефным декором на античные сюжеты, созданной Щуруповым в Италии, когда он был пенсионером Академии художеств.

Обломок «Триумфа» | Сегодня ванна внешне почти такая же, какой ее видели Александр II и его семья в их любимом загородном дворце.<BR>ФОТО АВТОРА, 2010 г.

Сегодня ванна внешне почти такая же, какой ее видели Александр II и его семья в их любимом загородном дворце.
ФОТО АВТОРА, 2010 г.

Модель ванны, отлитая в алебастре, была готова к декабрю 1842 года, и в следующем году Щурупов начал вырубать ее из мрамора, привезенного им самим из Каррары. В корреспонденциях из Италии видевшие произведение называли его «единственным в своем роде по богатству украшений», «замечательным по композиции и по грациозности формы».

Ванна была выполнена в форме античного резервуара для давления винограда. Ее стенки украшали морские божества, тритоны, нереиды, дельфины, символизирующие силу, искусство, изобилие, что и дало ванне название «Триумф богини красоты».

В 1846 году Министерство императорского двора обвинило Щурупова в перерасходе средств и затягивании сроков завершения работы, и ее окончание поручили французскому мастеру Лабуреру. Отчаянию молодого скульптора не было предела. «Я не виновен, – писал Щурупов в Петербург, – я не расточал вне студии суммы, и не от лености не окончен мною заказ! ... Я обесславлен в глазах Римлян!» Больше всего возмущало Щурупова, что француз сбил его авторскую подпись...

В марте 1848 года готовая ванна была погружена в Ливорно на корабль и 10 мая прибыла в Петербург. По первоначальному замыслу Щурупова, ванна должна была стоять в Петергофе в центре роскошно убранного «купального домика». Однако эта идея не была осуществлена, и в итоге в 1862 году творение Щурупова нашло свое постоянное место в Собственном садике перед Фермерским дворцом в Александрии – летней резиденции императора Александра II. Ванну, установленную внутри перголы, использовали как фонтанный бассейн. В него стекала вода из двух львиных маскаронов, прикрепленных к столбам перголы...

Роскошная ванна пережила революционные катаклизмы, но погибла во время Великой Отечественной войны: она была почти полностью уничтожена взрывом разорвавшегося рядом снаряда. Сохранился лишь один фрагмент – обломок размером не более восьмой части оригинала. Когда в 2003 году началась реставрация Фермерского дворца, было решено, используя фрагмент оригинала, историко-архивный материал и аналогии подобных памятников, воссоздать произведение Щурупова в первоначальном виде.

На уцелевшем фрагменте вполне отчетливо читались два сюжета из сохранившегося в архиве подробного авторского описания. В архиве ГМЗ «Петергоф» имелись фотографии западной стенки ванны. При моделировке реставраторы обратились за помощью к итальянским и французским ученым. В качестве аналогий использовались античные памятники, хранящиеся в галереях Уффици и Джустиниани, в музее Вероны и даже в Лувре, чьи сюжеты близки по тематике и пластике рельефным композициям Щурупова.

Воссоздавалась ванна в искусственном мраморе, аналогичном по цвету и фактуре природному камню. Композитная масса, где связующим является полиэфирная смола, а наполнителем мельчайшая мраморная крошка, идеально точно повторяет все особенности модели, а по своим физико-механическим свойствам даже превосходит показатели натурального мрамора.

Творение Щурупова воссоздали скульпторы Татьяна Некрасова, доцент Художественно-промышленной академии им. Штиглица, и Вячеслав Мозговой, основатель реставрационной мастерской «Наследие». Они выполнили модель, которая после утверждения ее реставрационным советом музея была повторена специалистами «Наследия» в камнезаменителе. В июне 2010 года первые посетители реставрированного Фермерского дворца увидели и воссозданную ванну – в той же перголе напротив дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 129 (5502) от 17.07.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.