Обитель и кузница кадров

Пройдя по монастырю, мы расскажем о самых его важных объектах. А для начала помощник игумена Александро-Невской лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей ОДИНЦОВ напомнил нам о традициях обители.

Обитель и кузница кадров | За стенами лавры суета мегаполиса почти не ощущается. Жизнь здесь течет размеренно и неторопливо.<br>ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

За стенами лавры суета мегаполиса почти не ощущается. Жизнь здесь течет размеренно и неторопливо.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- На момент ликвидации лавры в 1932 году в ней было семнадцать престолов - церквей. Каждая из них имела свою функциональную особенность. Ныне в лавре действует семь престолов, они также различаются по исполняемым в них требам. Сегодня у нас только один храм для внутреннего использования - домовая церковь святителей Иннокентия и Софрония Иркутских на втором этаже братского корпуса лавры. Он предназначен для домашней молитвы насельников, например, не участвовавших в вечерней службе.

Все остальные храмы лавры - общего доступа. Например, в надвратной церкви служат литургии, молитвы, акафисты, при этом ее самой важной требой является венчание. Никольская церковь на одноименном кладбище - для детей воскресной школы, храм-келья Серафима Вырицкого - домовая церковь Федоровского корпуса, в котором живут монахи и останавливаются паломники.

В настоящий момент братия монастыря составляет 58 человек. А в эпоху своего расцвета, на рубеже XIX - XX веков, она насчитывала около трехсот. Это на самом деле очень немало для такого монастыря, как Александро-Невский.

Надо понимать, что наша лавра была прежде не просто обителью, а кузницей кадров. Служба в лавре была важным этапом проявления себя священником перед тем, как уйти на ответственный пост в церковной иерархии. Огромное количество архиереев вышли именно из этих стен. Фактически все наместники лавры стали епископами. Ни одну административную должность в системе Русской православной церкви не мог занимать священник, у которого не было академического образования, то есть он должен был закончить и семинарию, и духовную академию (нашу, Киевскую или Московскую).

Сюда приходили служить иеромонахи, чтобы дальше идти во все города и веси. Отсюда вышли практически все священники, которые были в штате военно-морского флота на момент начала революции 1917 года. В семинарии при лавре они обучались, в самой лавре некоторое время служили, приобретали необходимый «трудовой стаж».

Вообще лавра была тем самым местом, в котором у священника должны были формироваться идеалы служения, причем не столько Богу, сколько государству - в этом была суть церковной реформы, проведенной Петром Великим...

В ту пору лавре принадлежал весь Монастырский остров, ограниченный Невой, Монастыркой и Обводным каналом. У Невы находились лаврские хлебные амбары, которые являлись одновременно и главным стратегическим городским запасом хлеба. На Невском проспекте было несколько доходных домов, принадлежавших лавре, весь доход с которых шел в ее пользу... Плюс - государственное содержание. Не нужно забывать все-таки, что тогда церковь была частью государственной системы.

Теперь основным «спонсором» лавры являются верующие, которые покупают свечки. Конечно, есть разовые всплески меценатской помощи. Серьезные пожертвования были сделаны в преддверии 300-летия лавры, отмечавшегося в 2013 году. Это «спонсорское вливание» стало переломным, помогло нам шагнуть вперед.

Весь предыдущий период, с 1996 года, мы занимались тем, что по мере сил старались остановить процесс разрушения. На реставрацию у нас просто не было средств. Так или иначе, но ЦНИИ «Прометей», занимавший в советское время многие помещения лавры, был на государственном финансировании, и он мог себе позволить содержать этот огромный комплекс - просто потому, что выполнял принципиально важные оборонные заказы...

По поводу возвращения зданий лавры епархии: если говорить об архитектурном комплексе лавры в том объеме, в котором он прописан в охранных паспортах и Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, то 100% построек возвращено епархии. Кроме здания Благовещенской церкви, которое сейчас находится в процессе передачи (там находится часть экспозиции Музея городской скульптуры).

Что же касается всего Монастырского острова, то сейчас церкви принадлежит более половины построек на нем. Кроме лавры там находятся психиатрическая больница, роддом, площадки садово-паркового хозяйства, несколько коммерческих предприятий, даже мастерская по разборке автомобилей.

Наша позиция состоит в следующем: сначала мы добиваемся возвращения того, что наиболее важно для богослужебных целей. Задача вернуть церкви весь остров пока не стоит, но рано или поздно, я думаю, это произойдет... К примеру, с острова выехал индустриально-педагогический колледж, и в результате с конца 2013 года весь исторический комплекс Санкт-Петербургской духовной академии вместе с домовым храмом двенадцати апостолов был возвращен законному владельцу.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5882) от 03.02.2017.


Комментарии