Обелиски в Автове. Почему в Ленинграде снесли памятник победителям?
В 1949 – 1951 годах на проспекте Стачек было воздвигнуто два тринадцатиметровых мраморных обелиска, украсивших юго-западный въезд в Ленинград. Казалось, судьба готовила этим монументам долгую историю, однако, просуществовав всего полтора десятка лет, они по неизвестным причинам исчезли.
Памятные обелиски на проспекте Стачек на иллюстрации с фотовыставки «Ленинград строится», подготовленной Ленизобкомбинатом в 1960 году./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Оформление въезда в город парой обелисков было данью традициям эпохи классицизма. В конце XVIII — начале XIX века подобные монументы наравне с арками и пропилеями нередко использовались в качестве одной из разновидностей символических триумфальных ворот. Обелиски могли быть установлены у въезда на территорию дворцового или усадебного ансамбля, а также на границе населенного пункта.
Обелиски в Автове были сооружены примерно на том же месте, где летом 1945 года появилась одна из временных триумфальных арок, встречавших возвращавшихся в Ленинград воинов-победителей. Автором арки стал Валентин Каменский — один из крупнейших ленинградских зодчих послевоенной эпохи, главный архитектор города в 1951 – 1971 годах. Им же были спроектированы и обелиски.
В их нижней части находились идентичные бронзовые муфты с надписью «Ленинград» и рельефным изображением медали «За оборону Ленинграда». Венчали сооружения пятиконечные звезды оригинального рисунка. Эти декоративные элементы были созданы скульптором Георгием Ветютневым.
В 1951 году рядом с обелисками, также по проекту Каменского, был воздвигнут монумент «Танк-победитель»: на постаменте установили боевую машину «КВ-85». Памятник сохранился до наших дней, лишь мраморную облицовку постамента со временем заменили на гранитную.
В краеведческой литературе 1950‑х — начала 1960‑х утверждается, что танк-памятник составлял с обелисками единую монументально-декоративную композицию «Защитникам Ленинграда». В увидевшем свет в 1962 году путеводителе «По местам боевой славы. Ленинград и Ленинградская область» также отмечалось, что композиция оказалась гармонично взаимосвязана с убранством расположенной неподалеку станции метро «Автово». На въезде в город эти сооружения сформировали своеобразный мини-ансамбль, посвященный героям битвы за Ленинград.
Однако, несмотря на выразительный облик и памятное посвящение, обелиски в Автове просуществовали всего полтора десятилетия. В середине 1960‑х годов они были демонтированы. Причины этого до сих пор доподлинно неизвестны. В ряде публикаций встречается утверждение, что они были разобраны из‑за расширения дорожного полотна проспекта Стачек. Однако данное объяснение порождает закономерный вопрос: почему памятники не были перенесены на новое место?
Возможно, столь суровое решение, принятое относительно судьбы монументов, стало отголоском развернутой в то время «борьбы с излишествами» — радикального переосмысления эстетических ценностей, затронувшего все сферы советской художественной культуры. Источники, способные пролить свет на загадку исчезновения обелисков в Автове, еще ждут своего исследователя.
Читайте также:
Реконструкция для Репина: как в Александровском лицее инсценировали экзамен
Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «Обелиски в Автове».





Комментарии