О поражении с уважением

Последние сражения Первой мировой войны - именно так следует расценивать бои, которые только что созданная Красная армия вела против наступавших войск кайзеровской Германии под Псковом и Нарвой. В первые постсоветские годы было принято говорить, что в те дни никаких побед армия Советской республики не одержала, наоборот, была разбита, а матросы под командованием Дыбенко вообще бросили фронт и бежали... И что, после того как 23 февраля 1918 года было объявлено днем рождения Красной армии, история тех дней вообще была сфальсифицирована. Но так ли это?

О поражении с уважением | Один из плакатов, посвященный первой годовщине Красной армии. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Один из плакатов, посвященный первой годовщине Красной армии. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Мы попытались разобраться в событиях вместе с кандидатом исторических наук Евгением ГУРЬЕВЫМ.

- Евгений Павлович, поясните, пожалуйста: как получилось, что немецкая армия, которую в 1914 году, казалось, можно было «шапками закидать», к началу 1918-го оказалась в непосредственной близости к Петрограду?

- Начнем с того, что начавшийся после Февральской революции процесс демократизации армии, а фактически ее дезорганизации привел к тому, что наше наступление 1917 года на юго-западном и северном фронтах фактически провалилось. В результате немцы в начале сентября захватили Ригу и высадили морской десант на Моонзундский архипелаг. Несмотря на героизм наших моряков, сражение там закончилось, мягко говоря, не очень удачно. Архипелаг был оставлен, линкор «Слава» потерян, а враг вышел на прямые подступы к Ревелю. А это уже была прямая угроза Петрограду. К октябрю 1917 года на северо-западе русско-германский фронт стоял по линии Рига - Пярну - Пинск.

Шла вялая позиционная война. Русская армия теряла боеспособность и таяла на глазах, но и у немцев реальных возможностей наступать не было, поскольку их армия тоже находилась не в лучшем состоянии. Кроме того, на Восточном фронте у них оставались не самые боеспособные части - в основном резервные. Лучшие силы они отправили на Западный фронт, поскольку летом 1917 года вступившая в войну Америка начала перебрасывать туда свой 300-тысячный экспедиционный корпус...

В большевистском декрете о мире было четко заявлено желание заключить его на любых условиях. Немцам к концу 1917 года война на два фронта тоже была не нужна. 10 ноября 1917 года Совнарком постановил начать демобилизацию старой армии, но не всей сразу, а постепенно, по возрастам.

12 декабря с Германией было заключено перемирие, начались переговоры в Бресте. Это полностью укладывалось в линию поведения Троцкого, главы советской делегации на переговорах: «Ни войны, ни мира, армию распустить». Главное - выиграть время, выйти из войны и дождаться революции в Германии.

Тем не менее 15 января 1918 года появился декрет Совнаркома о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а спустя две недели, 29 января, - Рабоче-крестьянского Красного флота. Обоих - на добровольных и классовых началах (принимались только рабочие и крестьяне).

- Значит, день образования Красной армии нужно отмечать 15 января?

- Празднование 23 февраля было установлено в 1922 году, и, когда обсуждался вопрос о выборе даты, нужен был некий рубеж, от которого можно было вести отсчет героической истории. Одно дело - декрет о создании армии, другое - первый ее серьезный бой.

Вообще Красная армия начала 1918 года представляла собой очень странную смесь старых, еще не полностью демобилизованных, частей, добровольных формирований, латышских стрелков, отрядов красногвардейцев, то есть вооруженных рабочих, которые формально являлись ополчением.

- Что же привело к февральским боям?

- Все очень просто. 11 февраля 1918 года, не договорившись с немцами, большевики заявили о прекращении переговоров. Противник не собирался упускать момент, объявил о разрыве перемирия и 18 февраля начал наступление на всем Восточном фронте. Конкретного рубежа, где немцы планировали остановиться, у них не было. Это было общее движение на восток, дабы заставить большевиков вернуться за стол переговоров и заключить мир на своих условиях.

На псковском и нарвском направлениях действовали силы 8-й немецкой армии. Всего в ее составе было шесть дивизий, общая численность - около девяти тысяч человек. Дивизии и полки были неполного состава, в основном укомплектованные резервистами и старослужащими. Тем не менее вперед они двинулись стремительно, в среднем проходили 50 километров в сутки, им практически никто не противостоял. Небольшие группы наступали по железным и шоссейным дорогам. Уже через три дня немцы оказались на ближайших подступах к Пскову.

Реакция Ленина была однозначной. 21 февраля был создан Революционный штаб обороны Петрограда во главе с Яковом Свердловым. Его заместителем стал бывший царский генерал Михаил Бонч-Бруевич - родной брат соратника Ленина Владимира Бонч-Бруевича, управляющего делами Совнаркома. Это был один из первых случаев, когда офицер старой армии пошел на службу к большевикам.

23 февраля 1918 года были опубликованы воззвание Совнаркома «Социалистическое Отечество в опасности», а также призыв Верховного главнокомандующего, бывшего царского прапорщика Крыленко, который оканчивался словами: «Все к оружию. Все на защиту революции!». В тот же день началась мобилизация красногвардейцев. Правда, большая их часть, узнав, что их отправляют на фронт, разошлись по домам. Они выступали за дело революции, но не были готовы идти под немецкие пули. Кстати, 26 февраля советское правительство за одну ночь секретно переехало из Петрограда в Москву.

- Так что же героическое произошло именно 23 февраля?

- В первую очередь - бои под Псковом. Здесь наступали пять немецких полков (четыре пехотных, один кавалерийский) с артиллерией, аэропланами и бронепоездом. Обороной Пскова руководил полковник Генштаба царской армии Иордан Пехливанов - этнический болгарин, кстати, в будущем деятель болгарской компартии. В его подчинении были добровольцы-красноармейцы, латышские стрелки, псковские красногвардейцы и некоторые отступившие части старой армии.

И вот эти разношерстные части оказали немцам, двукратно превосходившим их, ожесточенное, отчаянное сопротивление. Только подтянув силы, противник 24 февраля смог прорваться на окраины Пскова, 25 февраля пробиться к центру и к 28 февраля овладеть городом. Каждую реку немцам пришлось форсировать с боем, а сам город в ходе боев трижды переходил из рук в руки. Добровольцы из 2-го красноармейского полка смогли даже подорвать немецкий бронепоезд. И хотя Псков немцы взяли, их потери в тех боях составили около трехсот человек...

Теперь про Нарву. Здесь наступление немцев началось 25 февраля, руководил обороной Нарвы тоже офицер царской армии - генерал-лейтенант, бывший командующий 12-й армией Северного фронта Дмитрий Парский. Потомственный военный, герой Русско-японской и Первой мировой войн, критически относившийся к большевикам, но не собиравшийся сдаваться.

Комендантом Нарвы был назначен Павел Дыбенко, на тот момент - председатель Центробалта, то есть главного матросского органа руководства флотом на Балтике. А кроме того, еще и нарком по морским делам в первом советском правительстве. Прислушиваться к Парскому он не собирался: мол, почему-то он, революционный матрос, будет подчиняться бывшему царскому генералу?

В подчинении Дыбенко был отряд примерно из 1700 человек - тысячи балтийских матросов-добровольцев и семисот петроградских красногвардейцев. Он отличался слабой дисциплиной, но Дыбенко собирался действовать решительно - наступать. 3 марта 1918 года он дал немцам встречный бой под Нарвой, хотя наступавших было в три раза больше. Отличился бронепоезд с командой из путиловских красногвардейцев, а вот наступление матросов захлебнулось.

Вечером того же дня Дыбенко принял решение отступить к Ямбургу, а затем бежал с матросами вплоть до Гатчины. Парский отступать наотрез отказался и организовал оборону Ямбурга. Защищать город готовились добровольцы-красноармейцы, латышские стрелки, венгры-интернационалисты под командованием небезызвестного Белы Куна и эстонский ревельский отряд рабочих. Немцы подошли к Ямбургу, но как раз 4 марта боевые действия прекратились, поскольку был подписан Брестский мир...

Сегодня нередко можно услышать, что 23 февраля нам вообще нечего отмечать, ведь то, что происходило в те февральские дни 1918 года, оказалось для нас катастрофой. Действительно, о победе говорить не приходится. Но проявленных героизма и отваги у Красной армии тоже не отнять.

#Красная армия #юбилей #история

Комментарии