О вреде пьянства. Фильм Ханжонкова демонстрировали в храме даже во время Великого поста

Кинозал в церкви? Мы привыкли считать, что подобное — свидетельство безбожного послереволюционного времени. Однако на самом деле кино в храмах показывали и до революции. По крайней мере в одном точно — в расположенном на Старопетергофском проспекте храме во имя Святой мученицы Екатерины.

О вреде пьянства. Фильм Ханжонкова демонстрировали в храме даже во время Великого поста | ФОТО Fer-Gregory Shutterstock

ФОТО Fer-Gregory Shutterstock

Он был возведен в 1831 – 1837 годах, в 1871 – 1879 годах под наблюдением архитектора К. А. Тона к нему пристроили высокую колокольню. Именно из‑за нее в здании со временем появились опасные трещины. По этой причине в 1890 году храм временно закрыли. Чтобы богослужения не прекращались, 22 октября 1891 года епископ Нарвский Никандр освятил рядом, на углу Курляндской улицы, деревянную церковь на две тысячи человек, сооруженную по проекту архитектора И. И. Шапошникова.

Временная церковь простояла более тридцати лет, до начала января 1923 года. Именно в ней и состоялся первый кинематографический «церковный» сеанс. Произошло это в октябре 1913 года, когда в храме с разрешения епископа Нарвского Никандра был продемонстрирован фильм «Пьянство и его последствия». Общество трезвости Екатерининского прихода взяло картину напрокат в электротеатре «Астра» (Старопетергофский пр., 25).

Фильм был создан научным отделом акционерного общества «А. Ханжонков и Ко» при участии докторов медицины Ф. А. Андреева и А. М. Коровина, приват-доцентов Московского университета А. Н. Бернштейна, Т. И. Вяземского, М. Н. Шатерникова и доктора медицины В. Я. Канеля. Материалы для ­диаграмм, представленных в фильме, были заимствованы из собрания Противоалкогольного музея при Московском столичном попечительстве о народной трезвости.

Главная тема картины — сравнение работы нервной системы, сердца и мозга человека до и после употребления алкоголя. Показанные в фильме опыты были произведены в собственной физиологической лаборатории фирмы и в институте Общества патологии Высших женских курсов. Первый показ кинокартины с большим успехом прошел в марте 1913 года в Сергиевском народном доме в Москве.

Фильм был интересен и тем, что в нем были игровые сцены, в том числе и с применением кукольной анимации. Так, например, в одном из эпизодов показывалось, как из полупустой бутылки водки, стоящей на столике перед пьяницей (его играл Иван Мозжухин), выползал маленький чертик. Перепрыгивая со стола на рукав пиджака, чертик всячески дразнил пьяного. По замыслу авторов, эта сценка иллюстрировала состояние человека, допившегося «до чертиков».

Власти признали картину настолько важной в деле борьбы за трезвость, что Главное управление Генштаба и Главный морской штаб отправили рекомендации по приобретению и показу фильма во всех штабах военных округов, штабах портов и флотилий. Пос­ле его просмотра командир 5‑го Финляндского стрелкового полка полковник Шиллинг писал, что демонстрация картины нижним чинам и офицерам полка заставила «лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, глубоко призадуматься над ужасными последствиями невоздержанности в пристрастии к этому бичу человечества».

Показ фильма не запретил даже Святейший Синод во время «трех запретных недель Великого поста, когда прочие увеселения и театры закрыты»…

Квадратный экран «размером 4 аршина 4 вершка» ставили посередине церковного помещения. Иконостас закрывали специально приготовленным щитом, и, как отмечалось в журнале «Сине-фоно», трудно было даже отличить, где ты находишься: в храме или в кинематографе. Зрителям были видны только две иконы — Спасителя и Божией Матери.

Несмотря на высокую цену билетов (25 и 30 копеек), «публики было масса, много интеллигенции и духовенства. Сборы были полные. Плата была назначена не для извлечения материальной пользы, а чтобы по возможности справиться с натиском желающей попасть на сеансы публики». Перед первым показом картины блестящую речь о вреде алкоголя произнес доктор Вержбицкий, во время сеанса он же давал объяснения.

Фильм «Пьянство и его последствия» прошел по экранам страны с невиданным успехом. Никогда раньше неигровые картины не привлекали к себе такого общественного внимания — о нем писали не только кинематографические издания, но и крупнейшие газеты: «Русское слово», «Новое время», «Петербургская газета». Как свидетельствуют некоторые отзывы современников, этот успех в немалой степени был обусловлен активной антиалкогольной кампанией, развернувшейся в то время в стране.

P. S. Храм Святой мученицы Екатерины был снесен в 1929 году, но история кинематографа на этом месте продолжилась. Спустя десять лет здесь (тогда — на проспекте Газа) по проекту архитектора Л. М. Хидекеля построили первый в стране трехзальный кинотеатр «Москва» на 1200 мест.

Читайте также: 

Летние театры Гатчины. Культура и развлечения начала ХХ века

История создания кинокомедии «Знойный принц»

#история #кино #храм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7728) от 16.08.2024 под заголовком «О вреде пьянства».


Комментарии