Новогодние традиции воспитанниц Смольного института

В знаменитой в свое время кулинарной книге Елены Молоховец есть рецепт габерсупа (от нем. Hafer — «овес») — супа-пюре из протертого овса с луком, маслом и черносливом. Не исключено, что Молоховец привела его еще и потому, что сама была смолянкой и хорошо знала вкус этого блюда — в Смольном институте его нередко давали воспитанницам, которые габерсуп терпеть не могли…

Новогодние традиции воспитанниц Смольного института | Барышни в столовой Смольного института. Снимок сделан мастерской Карла Буллы на рубеже XIX–ХХ веков. / Из коллекции ЦГАКФФД СПб / Репродукция АВТОРА

Барышни в столовой Смольного института. Снимок сделан мастерской Карла Буллы на рубеже XIX–ХХ веков. / Из коллекции ЦГАКФФД СПб / Репродукция АВТОРА

Входил он и в меню Рождественского поста. Впрочем, нельзя сказать, что смолянки в это время были особенно ограничены. К примеру, перечень дозволенных во время поста рыбных блюд нынче напоминает меню ресторана высокой кухни. Подавали судака по‑французски, уху из ершей с пирожками-булочками с фаршем из раков, карпа, сваренного с белым столовым вином.

Заканчивался пост, начинались рождественские праздники. Их в Смольном институте всегда ждали с нетерпением. Некоторые девочки мастерили самодельные календари, в которых каждое утро вычеркивали очередной день. Все мечтали о двух неделях каникул, во время которых большая часть воспитанниц разъезжались, и в институте оставались 50 – 60 человек из 400. Это были сироты или те, чьи родители по разным причинам не могли забрать их домой. Конечно, оставшиеся испытывали острое чувство грусти, потому что не имели возможности встретить праздник в кругу семьи, но начальство института делало все, чтобы это время прошло для воспитанниц радостно.

Для младших самым запоминающимся был день елки. В Актовом зале ставили большую хвойную красавицу, украшенную игрушками, усыпанную блестками и искусственным снегом. Было много суеты, приготовлений, в обед почти никто ничего не ел, поскольку вечером ожидались разнообразные сладости. Вокруг елки происходили танцы, раздача подарков — и все это было без посторонних, по‑домашнему.

На Новый год воспитанницы собирались у начальницы института. За час до полуночи смолянки занимались гаданием: топили воск, лили его в воду и в очертаниях угадывали фигуры. Спорили, призывали на помощь подруг, высказывали версии… Потом напряженно следили за стрелкой часов, приготовив карандаши и листы бумаги. Как только из часов появлялась кукушка, девочки лихорадочно писали пожелания на следующий год, листки с которыми надо было успеть сжечь до того, как прозвучит последнее «ку-ку»… Затем садились за стол, было много вкусных блюд, расходились все после двух часов ночи.

В рождественские дни смолянок водили в Эрмитаж, Консерваторию, Мариинский театр, устраивали им прогулки по городу, были разрешены более частые визиты посетителей и родственников. Институтки устраивали праздничные елки для детей прислуги, сами готовили для них подарки и шили одежду.

В последний день каникул, по традиции, разыгрывали сюрпризы. Это был очень давний институтский обычай. За обедом раздавали бисквиты, в некоторых были запечены билетики. Тот, кто находил их в своем угощении, становился счастливым обладателем книги или несессера.


Читайте также:

Тайный архив русской печати. Что хранили в секретном отделении Императорской библиотеки?

Как праздничные открытки для дочери: история семьи в письмах и рисунках с фронта

#Смольный институт #каникулы #кулинария

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 056 (5429) от 01.04.2015 под заголовком «Каникулы смолянок».


Комментарии