Невостребованный «Соловушко»

Невостребованный «Соловушко» |

В Российском государственном историческом архиве мне довелось найти дело о том, как отставной подпоручик преподнес наследнику цесаревичу Алексею, сыну Николая II, скрипку собственного изготовления. Речь идет о «русском Страдивари» Анатолии Ивановиче Лемане, создателе около 250 именных скрипок и 14 виолончелей. О его личности мне уже приходилось рассказывать на страницах газеты (см., например, «Два автографа на одном портрете» от 5 мая прошлого года).

Напомню, в 1901 - 1913 годах Леман жил в Стрельне на Пристанской улице, где оборудовал скрипичную мастерскую. Одну из скрипок, маленькую, в половину обыкновенного инструмента, Леман назвал «Соловушко». Готова она была в 1908 году.

«Звук этой детской скрипки мощный и в то же время нежный, как свойственно только большой старой, обыгранной скрипке. По этому звуку и своим размерам «Соловушко» не может иметь соперников, если бы даже рядом с ним поставили инструмент Страдивари», - писал Леман в сертификате на этот инструмент. «Нет ничего труднее, как сделать детскую скрипку со звуком большой», - делился он в одном из писем.

Леман считал, что «Соловушко» ему удалась настолько, что она должна попасть по исключительному назначению. И он решил не продавать ее, а подарить наследнику царского престола Алексею, которому было тогда четыре года. Он уложил скрипку, как значится в документе, в «старинный футляр знаменитого русского мастера Николая Киттеля, работавшего в С.-Петербурге в прошлом столетии», туда же положил детский смычок, сделанный Киттелем, и все это вместе со своими книгами отправил царю.

В архиве сохранилось прошение «отставного подпоручика инженерных войск, потомственного дворянина Анатолия Ивановича Лемана» на имя императора принять от него скрипку «Соловушко», а также книги «Акустика скрипки», «Книга о скрипке» и «Письма о скрипке и виолончели». «В этих книгах сказано, как я работал и как сделана скрипка «Соловушко», - отмечал Леман. - Я думаю, что в настоящее время русской скрипке нет соперниц заграницей, и я счастлив, что могу произнести эти слова перед Вами».

Однако вот незадача: ответа на подарок не последовало. Через полгода Леман отправился в канцелярию Министерства императорского двора и выяснил, что чиновников смутили как сам подарок, так и его автор. Там стали проверять, кто этот отставной подпоручик, который делает скрипки и дерзает преподнести их самому императору. Затребовали о нем сведения, а скрипку отправили на экспертизу в Придворный оркестр.

Все это очень раздосадовало Лемана. С начальником этого оркестра Штакельбергом он не ладил. Причиной была довольно странная история: в Эрмитаже хранилась скрипка Страдивари, купленная в Париже для Александра I. Затем ее передали на хранение в Придворный оркестр, откуда она была похищена. Через некоторое время инструмент обнаружили в Берлине и выкупили за шесть тысяч рублей.

Штакельберг распорядился перелакировать ее, и Леман посчитал это «позорной операцией». «Роскошный красный лак Страдивари был смыт и изобретатель лаков г. Д... намазал ее своим столярным, - отмечал Леман. - Это уничтожило всю цену и всякий интерес к этой скрипке...»

Теперь стало понятно, что причиной промедления с «Соловушкой» были козни оскорбленного Леманом Штакельберга. Однако на повторный запрос вскоре был получен ответ за подписью Штакельберга, в котором говорилось, что скрипка «хорошей работы», хотя ее создатель преувеличивает ее качества, да к тому же еще и присваивает себе незаслуженное «звание эксперта древних инструментов».

После этого канцелярия направила Леману запрос, что он хочет за скрипку. Маэстро ответил: «Я доставил вам скрипку для наследника цесаревича. В случае, если бы последовала мне какая-либо царская милость, я не имею нравственного права отказаться от нее и не отказываюсь». Спустя еще некоторое время прошение Лемана с приложениями и отзывами отправили императрице Александре Федоровне.

В июне 1909 года Леман получил письмо из ее канцелярии, в котором говорилось, что его благодарят за подношение и жалуют царским золотым перстнем «работы ювелира Бока с бриллиантом № 6309 в 220 руб.». А поскольку цесаревичу было только четыре года, а скрипка по своим размерам была предназначена для девятилетнего ребенка, императрица «повелеть соизволила... скрипку для хранения передать в музей Придворного оркестра», где «Соловушко» хранилась с этикеткой «Дар А. И. Лемана. 1908 г.».

Каков же финал этой истории? Леман умер в 1913 году, цесаревич Алексей погиб в 1918-м вместе с родителями и сестрами в Екатеринбурге. А скрипка «Соловушко», пережив все катаклизмы и потрясения, сохранилась. Ныне она - в Музее музыки в Шереметевском дворце на Фонтанке.

#наследник Алексей #Леман #скрипка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо
13 Июня 2019

Их казнили в 43-м. Как чекисты оказались в плену у гестапо

Надписи на сиденье табуретки помогли раскрыть ход истории.

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.