Невостребованный «Соловушко»

Невостребованный «Соловушко» |

В Российском государственном историческом архиве мне довелось найти дело о том, как отставной подпоручик преподнес наследнику цесаревичу Алексею, сыну Николая II, скрипку собственного изготовления. Речь идет о «русском Страдивари» Анатолии Ивановиче Лемане, создателе около 250 именных скрипок и 14 виолончелей. О его личности мне уже приходилось рассказывать на страницах газеты (см., например, «Два автографа на одном портрете» от 5 мая прошлого года).

Напомню, в 1901 - 1913 годах Леман жил в Стрельне на Пристанской улице, где оборудовал скрипичную мастерскую. Одну из скрипок, маленькую, в половину обыкновенного инструмента, Леман назвал «Соловушко». Готова она была в 1908 году.

«Звук этой детской скрипки мощный и в то же время нежный, как свойственно только большой старой, обыгранной скрипке. По этому звуку и своим размерам «Соловушко» не может иметь соперников, если бы даже рядом с ним поставили инструмент Страдивари», - писал Леман в сертификате на этот инструмент. «Нет ничего труднее, как сделать детскую скрипку со звуком большой», - делился он в одном из писем.

Леман считал, что «Соловушко» ему удалась настолько, что она должна попасть по исключительному назначению. И он решил не продавать ее, а подарить наследнику царского престола Алексею, которому было тогда четыре года. Он уложил скрипку, как значится в документе, в «старинный футляр знаменитого русского мастера Николая Киттеля, работавшего в С.-Петербурге в прошлом столетии», туда же положил детский смычок, сделанный Киттелем, и все это вместе со своими книгами отправил царю.

В архиве сохранилось прошение «отставного подпоручика инженерных войск, потомственного дворянина Анатолия Ивановича Лемана» на имя императора принять от него скрипку «Соловушко», а также книги «Акустика скрипки», «Книга о скрипке» и «Письма о скрипке и виолончели». «В этих книгах сказано, как я работал и как сделана скрипка «Соловушко», - отмечал Леман. - Я думаю, что в настоящее время русской скрипке нет соперниц заграницей, и я счастлив, что могу произнести эти слова перед Вами».

Однако вот незадача: ответа на подарок не последовало. Через полгода Леман отправился в канцелярию Министерства императорского двора и выяснил, что чиновников смутили как сам подарок, так и его автор. Там стали проверять, кто этот отставной подпоручик, который делает скрипки и дерзает преподнести их самому императору. Затребовали о нем сведения, а скрипку отправили на экспертизу в Придворный оркестр.

Все это очень раздосадовало Лемана. С начальником этого оркестра Штакельбергом он не ладил. Причиной была довольно странная история: в Эрмитаже хранилась скрипка Страдивари, купленная в Париже для Александра I. Затем ее передали на хранение в Придворный оркестр, откуда она была похищена. Через некоторое время инструмент обнаружили в Берлине и выкупили за шесть тысяч рублей.

Штакельберг распорядился перелакировать ее, и Леман посчитал это «позорной операцией». «Роскошный красный лак Страдивари был смыт и изобретатель лаков г. Д... намазал ее своим столярным, - отмечал Леман. - Это уничтожило всю цену и всякий интерес к этой скрипке...»

Теперь стало понятно, что причиной промедления с «Соловушкой» были козни оскорбленного Леманом Штакельберга. Однако на повторный запрос вскоре был получен ответ за подписью Штакельберга, в котором говорилось, что скрипка «хорошей работы», хотя ее создатель преувеличивает ее качества, да к тому же еще и присваивает себе незаслуженное «звание эксперта древних инструментов».

После этого канцелярия направила Леману запрос, что он хочет за скрипку. Маэстро ответил: «Я доставил вам скрипку для наследника цесаревича. В случае, если бы последовала мне какая-либо царская милость, я не имею нравственного права отказаться от нее и не отказываюсь». Спустя еще некоторое время прошение Лемана с приложениями и отзывами отправили императрице Александре Федоровне.

В июне 1909 года Леман получил письмо из ее канцелярии, в котором говорилось, что его благодарят за подношение и жалуют царским золотым перстнем «работы ювелира Бока с бриллиантом № 6309 в 220 руб.». А поскольку цесаревичу было только четыре года, а скрипка по своим размерам была предназначена для девятилетнего ребенка, императрица «повелеть соизволила... скрипку для хранения передать в музей Придворного оркестра», где «Соловушко» хранилась с этикеткой «Дар А. И. Лемана. 1908 г.».

Каков же финал этой истории? Леман умер в 1913 году, цесаревич Алексей погиб в 1918-м вместе с родителями и сестрами в Екатеринбурге. А скрипка «Соловушко», пережив все катаклизмы и потрясения, сохранилась. Ныне она - в Музее музыки в Шереметевском дворце на Фонтанке.

#наследник Алексей #Леман #скрипка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...

Восемь пунктов генерала Деникина
07 Июня 2017

Восемь пунктов генерала Деникина

Когда говорят о том, что армию погубили большевики, это неправда. Армию погубила вся революционная демократия с ее проповедями вседозволенности.

Вскрыть и прочесть
24 Мая 2017

Вскрыть и прочесть

Перлюстрация существовала еще в глубокой древности

Я знал и труд, и вдохновенье…
26 Апреля 2017

Я знал и труд, и вдохновенье…

При информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 25 апреля в Аничковом дворце состоялось подведение итогов для 9-11 классов региональной олимпиады по краеведению ш...

Л.М. Старокадомский
25 Апреля 2017

Л.М. Старокадомский

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Погибшие при защите Ленинграда
25 Апреля 2017

Погибшие при защите Ленинграда

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

 «Теплица на Фонтанке»
25 Апреля 2017

«Теплица на Фонтанке»

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Человек, достойный дороги цветов
25 Апреля 2017

Человек, достойный дороги цветов

Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (9-11 классы) школьников Санкт-Петербурга  авторов лучши...

Монархия в стиле ностальжи
12 Апреля 2017

Монархия в стиле ностальжи

Вопрос Остапа Бендера: «Надеюсь, вы кирилловец?», звучавший смешно уже в 1920-х годах, тем более не актуален сегодня.