Несравненная Фидес. Неизвестные факты о солистке его императорского величества

Солист его императорского величества - до революции такое почетное звание получили не более полутора десятков артистов. Среди них - оперная певица Мария Даниловна Каменская. Сегодня о ней мало кому известно, а когда-то ее имя стояло в одном ряду с Федором Шаляпиным, Мариусом Петипа, Николаем и Медеей Фигнер

Несравненная Фидес. Неизвестные факты о солистке его императорского величества | Мария Даниловна Каменская в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1882 г. Из коллекции Российского национального музея музыки, Москва

Мария Даниловна Каменская в опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, 1882 г. Из коллекции Российского национального музея музыки, Москва

Каменская прожила долгую жизнь, наполненную мгновениями триумфа и забвения, семейным счастьем и тяжкими испытаниями. Ее первое появление на сцене сразу же заметил П. И. Чайковский, посвятив ей свой романс «Песнь Миньоны». Позже ей посвятили свои романсы Н. А. Римский-Корсаков - «То было раннею весной», А. К. Глазунов - «Все серебряное небо», Ц. А. Кюи - «Коснулась я цветка». Прошли годы, и ноты этих романсов до сих пор печатаются с посвящением: «Марии Даниловне Каменской».

Мария Каролина родилась в семье шведского подданного - скромного бухгалтера Даниэля Вальтера. Кстати, во всех справочниках указана ошибочная дата - 1854 год: на самом деле она родилась на три года раньше. В десять лет она осиротела, оказалась в Мариинском институте, где ее замечательное меццо-сопрано заметила попечительница заведения великая княгиня Елена Павловна. Именно ее заботами Мария оказалась в петербургской Консерватории, где училась у знаменитых профессоров Луизы Виардо (дочери Полины Виардо) и Генриетты Ниссен-Саломан. В последний год обучения Мария вышла замуж за дворянина Николая Каменского.

Уже после дебюта певицы в опере «Жизнь за царя» 30 января 1874 года критики предсказывали ей «видное место в русской оперной труппе».

Карьера певицы развивалась успешно, она исполняла главные партии, суммы ее контрактов из года в год росли, семья, в которой были уже четверо детей, жила в огромной квартире в доме на Фонтанке по соседству с главным дирижером Мариинского театра Э. Ф. Направником. В операх «Майская ночь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова она пела партии Ганны и Весны-Красны, у Чайковского в «Евгении Онегине» и «Мазепе» - Татьяны и Любови.

В письмах Чайковского можно проследить, как долго композитор добивался назначения Каменской на роль Иоанны в опере «Орлеанская дева». И, наконец, этого добился. Исполнение ею главной партии вызвало восторг не только критиков, но и, что особенно важно, самого композитора.

«В продолжение многих лет Каменская занимала первенствующее место в труппе русской оперы и исполняла все ответственные партии меццо-сопрано. Голос ее по красоте, ровности и силе может считаться одним из замечательных не только в России, но и за границей». Такую оценку дал певице критик Н. Ф. Соловьев в статье для словаря Брокгауза и Ефрона.

Однако ее блистательная карьера хоть и началась стремительно, но так же резко и оборвалась. В 1886 году в связи с финансовыми трудностями театральная дирекция, которая как раз в это время разделилась на Петербургскую и Московскую, решила не заключать с певицей, как и с некоторыми другими артистами, новый контракт, и Мария Даниловна оставила театр.

Для нее настали тяжелые годы. В семье тоже случилась беда: от болезней умерли ее муж и двое детей. Давая частные концерты, она пыталась вырастить и дать образование оставшимся на ее попечении трем сыновьям. В это время Каменская обращалась в дирекцию за «какой-нибудь пенсией», а артисты русской оперной труппы в феврале 1891 года дали благотворительный концерт в ее пользу.

В сентябре того же года Каменскую снова приняли в труппу театра. Первоначально взяли на контракт 2000 рублей за сезон, а за несколько лет сумма выросла до 7200 рублей. И вновь, начав со вторых ролей, она выдвигается на подобающее ей видное место. Поет партию Марты в «Иоланте» Чайковского, Солохи - в опере «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова. Одна из ее лучших работ в эти годы - партия Фидес в опере «Пророк» Мейерберга.

1 января 1901 года Каменской было пожаловано звание «Солистка его императорского величества» и вручен почетный знак «Золотая лира». Спустя пять лет состоялся прощальный бенефис певицы (ей было 55 лет). За долгую артистическую деятельность ей был вручен подарок от императора - золотой браслет, украшенный бриллиантами.

После ухода из театра она выступала с концертами, ее приглашал на музыкальные вечера великий князь Константин Константинович. Об одном из таких вечеров писал в письме брату ее сын Федор: «...В антрактах Государь беседовал между прочим с мамой, ... осведомляясь о полученной медали...».

После революции она уехала в Финляндию. Сын Дмитрий, офицер в войсках Деникина, ушел вместе с белой армией. Сын Лев, техник путей сообщения, остался в России. Будучи хорошим музыкантом, он выступал с концертами. Певица умерла в Хельсинки 26 января 1925 года. Небольшое сообщение об этом поместил журнал «Жизнь искусства», выходивший в Ленинграде.

Экспозиция петербургского Театрального музея, посвященная певице, не очень богата: о ее судьбе рассказывает только одна фотография. Несколько ее снимков и программ спектаклей хранятся в фонде. Где-то в Швеции есть ее потомки. А правнук певицы живет в Калуге. В его семье хранят несколько старых фотокарточек, газетных вырезок и полуистлевшую ленту от цветочной корзины с золотой надписью: «Несравненной Фидес»...

#император #история #певцы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (6395) от 07.03.2019 под заголовком «Несравненная Фидес».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...