Несостоявшийся переезд Военно-морского музея из Адмиралтейства: как это было

Центральный военно-морской музей за свою историю несколько раз менял адрес. Документы нашего архива свидетельствуют о том, что незадолго до Первой мировой войны рассматривался вопрос о его перемещении из Главного Адмиралтейства, где он находился со времени основания в 1709 году, во дворец на набережной реки Мойки, принадлежавший прежде великому князю генерал-адмиралу Алексею Александровичу. До Цусимской катастрофы он был главным начальником флота и морского ведомства.

Несостоявшийся переезд Военно-морского музея из Адмиралтейства: как это было | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Этот прекрасный особняк, над архитектурным обликом которого в свое время хорошо потрудился известный зодчий М. Е. Месмахер, после смерти в 1908 году великого князя был сдан владельцами - великой княгиней Марией Павловной и великим князем Павлом Александровичем - в аренду германскому посольству. В начале 1912 года ее срок истек, и в начале марта министр императорского двора барон В. Б. Фридерикс обратился к морскому министру И. К. Григоровичу, указав, что владельцы дворца хотели бы знать, «какое разрешение получит вопрос о приобретении названного дворца для отвода его под Морской музей».

Как выяснилось, эта идея исходила от самого императора Николая II. Резон, безусловно, был: во-первых, у музея было бы отдельное здание, во-вторых, разросшимся структурам морского ведомства (в 1906 году, например, в его составе был учрежден Морской генеральный штаб) стало бы свободнее в Главном Адмиралтействе.

И. К. Григорович распорядился поручить «исправляющему должность» начальника Морского музея капитану 1-го ранга А. А. Попову достать план дворца и «сообразить» вместе с начальником Главного гидрографического управления (ГГУ) генералом А. И. Вилькицким, можно ли приобрести дворец «за счет новых зданий для Гидрографии на Охте» (там по инициативе Вилькицкого было запланировано строительство комплекса зданий ГГУ). С тем чтобы в случае переезда музея на Мойку не строить новые здания, а отдать весь второй этаж Адмиралтейства Главному гидрографическому управлению и Главному морскому штабу.

Уже через три дня А. А. Попов представил свой рапорт об осмотре дворца, общую стоимость всего имущества которого он оценил в 2,5 млн рублей. Он указал, что места для экспозиции там маловато: пространство около 385 кв. метров составляло только половину того, что имел музей. Однако это можно было поправить, соединив дворец с соседними сооружениями. И еще одно немаловажное обстоятельство: в хозяйственных и жилых постройках могли с избытком разместиться квартиры «классных чинов» и всех других служащих музея (его штат включал тогда всего одиннадцать сотрудников). В то же время содержание музея в отдельном здании обошлось бы гораздо дороже, поскольку пришлось бы нанять дворников, кочегаров и сторожей.

Попов отмечал, что дворец не очень подходит для размещения экспозиции: «роскошно отделанные деревом и материей стены дворца значительно ослабляют свет в помещениях», а в самом дворце очень много узких проходов и лестниц, по которым крайне затруднительно переносить крупные музейные вещи. «...Приспособление дворца для музея возможно, но потребует значительных затрат, кроме того, значительно удорожится стоимость содержания музея», - констатировал Попов.

14 марта 1912 года И. К. Григорович подписал высочайший доклад Николаю II, в конце которого указал, что на приобретение дворца и его приспособление под музей потребуется «очень значительная сумма, каковой в распоряжении Морского министерства не имеется». Николай II с доводами согласился.

В апреле И. К. Григоровича пригласили к великой княгине Марии Павловне. Она пояснила, что воспринимала предоставление дворца морскому ведомству как дар императора, «что совершенно изменяет изложение дела, так как на переделку здания возможно было бы рассчитывать получить кредит».

Впрочем, идея с покупкой дворца за счет казны не осуществилась. Несомненно, это огорчило владельцев, но порадовало и А. А. Попова, и А. И. Вилькицкого: для первого отпадала необходимость хлопот, связанных с переездом, второй слишком долго пробивал строительство зданий для Главного гидрографического управления на Охте, чтобы в одночасье их потерять...

Так военно-морской музей и остался в Адмиралтействе - аж до 1940 года, когда переехал на Стрелку Васильевского острова. А в здании бывшего дворца великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки с 2005 года находится Санкт-Петербургский дом музыки.

#морской музей #переезд #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Несостоявшийся переезд».


Комментарии