Несостоявшийся переезд Военно-морского музея из Адмиралтейства: как это было

Центральный военно-морской музей за свою историю несколько раз менял адрес. Документы нашего архива свидетельствуют о том, что незадолго до Первой мировой войны рассматривался вопрос о его перемещении из Главного Адмиралтейства, где он находился со времени основания в 1709 году, во дворец на набережной реки Мойки, принадлежавший прежде великому князю генерал-адмиралу Алексею Александровичу. До Цусимской катастрофы он был главным начальником флота и морского ведомства.

Несостоявшийся переезд Военно-морского музея из Адмиралтейства: как это было | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Этот прекрасный особняк, над архитектурным обликом которого в свое время хорошо потрудился известный зодчий М. Е. Месмахер, после смерти в 1908 году великого князя был сдан владельцами - великой княгиней Марией Павловной и великим князем Павлом Александровичем - в аренду германскому посольству. В начале 1912 года ее срок истек, и в начале марта министр императорского двора барон В. Б. Фридерикс обратился к морскому министру И. К. Григоровичу, указав, что владельцы дворца хотели бы знать, «какое разрешение получит вопрос о приобретении названного дворца для отвода его под Морской музей».

Как выяснилось, эта идея исходила от самого императора Николая II. Резон, безусловно, был: во-первых, у музея было бы отдельное здание, во-вторых, разросшимся структурам морского ведомства (в 1906 году, например, в его составе был учрежден Морской генеральный штаб) стало бы свободнее в Главном Адмиралтействе.

И. К. Григорович распорядился поручить «исправляющему должность» начальника Морского музея капитану 1-го ранга А. А. Попову достать план дворца и «сообразить» вместе с начальником Главного гидрографического управления (ГГУ) генералом А. И. Вилькицким, можно ли приобрести дворец «за счет новых зданий для Гидрографии на Охте» (там по инициативе Вилькицкого было запланировано строительство комплекса зданий ГГУ). С тем чтобы в случае переезда музея на Мойку не строить новые здания, а отдать весь второй этаж Адмиралтейства Главному гидрографическому управлению и Главному морскому штабу.

Уже через три дня А. А. Попов представил свой рапорт об осмотре дворца, общую стоимость всего имущества которого он оценил в 2,5 млн рублей. Он указал, что места для экспозиции там маловато: пространство около 385 кв. метров составляло только половину того, что имел музей. Однако это можно было поправить, соединив дворец с соседними сооружениями. И еще одно немаловажное обстоятельство: в хозяйственных и жилых постройках могли с избытком разместиться квартиры «классных чинов» и всех других служащих музея (его штат включал тогда всего одиннадцать сотрудников). В то же время содержание музея в отдельном здании обошлось бы гораздо дороже, поскольку пришлось бы нанять дворников, кочегаров и сторожей.

Попов отмечал, что дворец не очень подходит для размещения экспозиции: «роскошно отделанные деревом и материей стены дворца значительно ослабляют свет в помещениях», а в самом дворце очень много узких проходов и лестниц, по которым крайне затруднительно переносить крупные музейные вещи. «...Приспособление дворца для музея возможно, но потребует значительных затрат, кроме того, значительно удорожится стоимость содержания музея», - констатировал Попов.

14 марта 1912 года И. К. Григорович подписал высочайший доклад Николаю II, в конце которого указал, что на приобретение дворца и его приспособление под музей потребуется «очень значительная сумма, каковой в распоряжении Морского министерства не имеется». Николай II с доводами согласился.

В апреле И. К. Григоровича пригласили к великой княгине Марии Павловне. Она пояснила, что воспринимала предоставление дворца морскому ведомству как дар императора, «что совершенно изменяет изложение дела, так как на переделку здания возможно было бы рассчитывать получить кредит».

Впрочем, идея с покупкой дворца за счет казны не осуществилась. Несомненно, это огорчило владельцев, но порадовало и А. А. Попова, и А. И. Вилькицкого: для первого отпадала необходимость хлопот, связанных с переездом, второй слишком долго пробивал строительство зданий для Главного гидрографического управления на Охте, чтобы в одночасье их потерять...

Так военно-морской музей и остался в Адмиралтействе - аж до 1940 года, когда переехал на Стрелку Васильевского острова. А в здании бывшего дворца великого князя Алексея Александровича на набережной Мойки с 2005 года находится Санкт-Петербургский дом музыки.

#морской музей #переезд #здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Несостоявшийся переезд».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».