Главная городская газета

Несчастливая Счастливая улица

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Образцовые дома» града Петрова

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости». Читать полностью

Харьковское товарищество барона Бергенгейма

Историческое клеймо качества «ХТБЭБ» довольно часто можно встретить на петербургской плитке. Кому принадлежит этот символ и что он означает? Мы изучили знак и раскрыли его тайну. Читать полностью

Последние поэты: 100 лет назад был закрыт Императорский лицей

Ни одно учебное заведение царской России, закрытое после революции, в наши дни не вспоминают столь часто, как бывший Царскосельский лицей. Мы разобрались, что случилось с Императорским лицеем после его закрытия. Читать полностью

Зубы дракона на Мокрушах

«СПб ведомости» обнаружили в исторической хронике необычный случай появления «зубов» на Петроградской стороне. Разберемся в ситуации и рассмотрим, причем здесь «Никола-Мокрый». Читать полностью

Истории: как камердинер Пушкина воспитывал и шутливые стихи Суворова

Из рубрики «Просто анекдот» наши читатели узнают, как дядька-камердинер Никиты Всеволожского заставлял Пушкина писать стихи. А также прочтут нетленные короткие стихи Суворова, написанные после победы в Туртукае. Читать полностью

Первопоходники. За что боролась Добровольческая армия

Сто лет назад в России разгоралось пламя Гражданской войны. Об этапах становления Красной армии мы уже писали. А за что воевали белые? За «веру, царя и Отечество»? Или за помещиков и капиталистов? Читать полностью
Несчастливая Счастливая улица |

Чуть больше полувека назад, в январе 1964 года, в Кировском районе города появилась улица с необычным названием — Счастливая. Тогда же была упразднена существовавшая с начала 1900-х годов одноименная улица у Автова. О той, первой, Счастливой улице и пойдет дальше речь.

...К концу XIX века окраины столицы превратились в промышленные зоны. Приезжавшие на заработки крестьяне ютились возле «своих» заводов и фабрик. Жилья не хватало, и владельцы «недвижимых имений» начали разбивать земли на мелкие участки, прокладывая новые улицы и переулки, строили деревянные бараки и сдавали внаем примитивное жилье без удобств. Так на грани веков возникло большинство улиц, отходящих от загородного Петергофского шоссе.

Одна из них, проложенная параллельно нынешней Краснопутиловской улице от теперешней Комсомольской площади через сквер с памятником до середины следующего квартала, получила наименование Счастливая. Имение на Петергофской дороге, в котором появилась улица, с начала XVIII века сменило нескольких владельцев — от князей до купцов. С 1830-х годов эта дача принадлежала штаб-лекарю, «статскому советнику, правителю канцелярии Главного медицинского управления Морского министерства» Григорию Яковлевичу Гуслистому, затем его детям.

В 1900 году очередным владельцем «имения под названием «Загородная дача», под # 98-м», клином выходящего на Петергофскую дорогу, стал И. Я. Вейнрауб, как значилось в документах — «окончивший Харьковский университет». Дачу площадью 10 десятин 950 кв. саженей он приобрел за 110 тысяч рублей для распродажи мелкими участками (годом раньше он уже стал владельцем находившейся напротив дачи под # 85).

План его дачи с шестью предполагаемыми домами был утвержден 13 марта 1901 года. В феврале 1903 года дачу «помощника присяжного поверенного Вейнрауба» на публичных торгах за 82 500 руб. приобрел статский советник Григорий Иванович Росовский. Он сообщил, что в 1901 году «г. Вейнрауб часть этой дачи разделил на участки с проложением новой улицы, назвав ее Счастливою». Скорее всего, Вейнрауб назвал так новую улицу в расчете на привлечение покупателей. Недаром тогда же он назвал проезды еще одного купленного им имения Герцогским, Княжеским и Графским проспектами.

Росовский продолжил распродажу имения по участкам, но к 1908 году было продано всего пять участков «мерою земли» от 168 до 462 кв. саж. Тогда он в конце 1908-го разделил участки на более мелкие, представив в управу новый план «с показанием добавочного раздела части земли, находящейся между Счастливою улицею и существующею проселочною дорогою», причем одни участки должны выходить на Счастливую улицу, другие же на параллельную дорогу (ныне Краснопутиловскую улицу).

В 1905 году на самом большом участке по Счастливой улице появился дом «Общества собственников жилищ в С.-Петербурге». О нем вспоминал инженер Л. Г. Питкянен, мальчиком бывавший в одной из его квартир у крестного отца, мастера путиловской пушечной мастерской.

«Хороший деревянный дом, один из лучших за Нарвской заставой, — описывал Питкянен. — Светлая, чистая, хорошо обставленная... трехкомнатная квартира крестного была для нас, детей, одним из излюбленных мест посещения. Впечатление усиливали городской водопровод и чистейший ватерклозет... Уже при входе в подъезд дома блеск и чистота коридора и лестницы на второй этаж внушали уважение.

Сама Счастливая улица тоже запомнилась. С левой стороны стояли 4 богатых деревянных двухэтажных дома. Первый дом красивого лилового цвета имел все окна со сплошными зеркальными стеклами. В третьем доме # 6 жил крестный... С правой стороны было всего три дома. Далее Счастливая улица уходила в огороды, вдали угадывалась Вологодско-Ямская слобода».

В октябре 1919 года, в дни наступления войск Юденича на Петроград, Счастливая улица в прямом смысле погибла в огне Гражданской войны. Как сообщалось в «Истории Кировского завода», для расширения сектора обстрела из дзота на месте нынешней Комсомольской площади «член штаба обороны Петрограда Петерс распорядился здания сжечь. На месте Счастливой улицы дымились груды обгоревших бревен. Женщины со слезами на глазах грузили свои пожитки на телеги и тачки».

Бывший комсомолец Никитин припомнил, как комсомол верфи участвовал в разломе и поджоге Счастливой улицы. «На участке, где аллейки идут, были расставлены орудия, сделаны бойницы, с тем чтобы можно было задержать врага, направлявшегося из Лигова... Комсомольцы, которые оставались в тылу, насыпали песком мешки, делали козлы, перекрывали их проволочными заграждениями, разносили, ставили их на улицах, чтобы строить баррикады, так, чтобы улица все время шла зигзагами, а не прямо, помогали раскапывать огороды. Что могли, увезли на продовольствие, часть оставили. Дома были подожжены... На горячих камнях этих домов строили окопы».

В 1927 году кооператив «Нарвский металлист» хотел построить на Счастливой улице новые дома. «Получив после долгих мытарств участок свободной земли на бывшей Счастливой улице, кооператив приступает к постройке четырех деревянных домов по 12 квартир в каждом», — сообщала «Ленинградская правда».

В 1930-х годах строительство в городе стало производиться по генеральному плану, и осенью 1939 года газеты указывали, что с 1936-го идет строительство жилгорода в Автове, уже заселено 13 корпусов. Здания возвели и на трассе Счастливой улицы, которая после 1935 года исчезла с планов города. Застройка кварталов нового Автова продолжалась, но осенью 1941 года к несчастливой Счастливой улице вновь приблизилась линия фронта.

В сентябре в корпусах микрорайона Автово разместились штабы 101-го армейского и 47-го корпусного артиллерийских полков. Штаб 47-го полка находился в доме # 3, корп. 1, кв. 1, по ул. Зенитчиков, напротив бывшей Счастливой улицы. 3 мая 1942 года остановившие врага прославленные полки на плацу перед штабом получили гвардейские знамена и стали называться 12-м и 14-м гвардейскими артиллерийскими полками. Именно они обеспечили спокойствие Ленинграда 9 августа 1942 года, в день исполнения в Большом зале Филармонии Седьмой симфонии Шостаковича.

После победы ведомственные здания трех кварталов Автова, пострадавшие от обстрелов (в них размещались воинские подразделения и штабы), были восстановлены рабочими, которым предстояло жить в них, и военнопленными. Бывшая Счастливая улица осталась незастроенной.

Спроектированная до войны площадь с рабочим названием Круглая начала застраиваться в 1955 году. В 1958-м ее назвали Комсомольской в честь сорокалетия комсомола. В ее центре поставили закладной камень памятника первым комсомольцам. К 1960 году на площади завершили сооружение трех монументальных зданий, оформивших въезд в район Автова. А накануне 50-летия Ленинского комсомола в центре сквера, образовавшегося между площадью и улицей Зенитчиков, открыли памятник «Героическому комсомолу». Он оказался как раз на трассе сожженной в 1919 году Счастливой улицы.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook