Несбывшееся метро. Исследователей строительства ленинградской подземки ждет еще немало открытий

Принято считать, что перед Великой Отечественной войной архитекторы не успели приступить к работе над обликом будущих станций ленинградской подземки, поскольку приказ о начале проектирования вышел всего за несколько дней до войны, 16 июня 1941 года. А разрабатывать эскизные проекты постановили с 25 июня. Сведения, обнаруженные в различных источниках, свидетельствуют о том, что некоторые архитекторы (и как минимум один скульптор) приступили к работе гораздо раньше.

Несбывшееся метро. Исследователей строительства ленинградской подземки ждет еще немало открытий | Такой Лев Руднев видел одну из станций будущего ленинградского метро. /Репродукция. ФОТО автора

Такой Лев Руднев видел одну из станций будущего ленинградского метро. /Репродукция. ФОТО автора

С конца января 1941 года главный архитектор города Николай Баранов пытался организовать закрытый конкурс, предлагал варианты названий станций, их тематическое оформление, а также списки архитекторов. Власти же парировали, что «сейчас основное — залезть под землю», и вообще строительство ведется в обстановке строжайшей секретности, поэтому «много говорить и распространяться нельзя».

Архитектор Николай Митурич в своей записной книжке, которая ныне хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства, упомянул, что 13 июня 1941 года он получил устное задание участвовать в строительстве № 5 (так официально называли работы по возведению метро), а через несколько дней и необходимую документацию. Выходит, что его оповестили еще до выхода официального постановления. Правда, приступить к проектированию Митурич не успел.

В том же архиве сохранился «Личный листок» еще одного архитектора, Ефрема Сандлера, рекомендованного Барановым для оформления станций первой очереди. В разделе «Перечень Ваших проектов, не осуществленных строительством» он указал, что в 1941 году начал работу по ленинградскому метро.

Ефрем Сандлер ушел добровольцем на фронт. Уже после войны он вместе со своим постоянным соавтором архитектором Абрамом Лапировым участвовал в конкурсе на оформление станций «Нарвская» и «Площадь Восстания», но победителями их проекты не стали.

Сведения о старте проектировочных работ встречаются и в книге Владимира Ермакова «Зодчие Ленинграда — жертвы войны и блокады», увидевшей свет в 2000 году. В ее основу легли материалы, собранные Эсфирью Левиной — архитектором и жительницей блокадного Ленинграда, а также многочисленными энтузиастами. Они изучали государственные, ведомственные и семейные архивы, опрашивали друзей погибших архитекторов.

В частности, в очерке о старшем архитекторе «Ленпроекта» Иосифе (в некоторых источниках — Осипе) Кроле говорится, что до войны он участвовал в проектировании одной из станций ленинградского метро. Иосиф Аронович воевал с августа 1941 года, погиб в бою под Новыми Киришами.

Там же рассказывается о Николае Лебедеве, который вместе с Виктором Фромзелем проектировал подземный вестибюль станции метро «Витебский вокзал» (таково первоначальное название «Пушкинской»). Что подтверждает тот факт, что Баранов давал поручения еще до официальных решений властей. Ведь в конце мая 1941 года эту станцию «сократили» в целях экономии.

В июньском распределении по проектируемым объектам тандем Фромзель — Лебедев должен был заниматься оформлением другой станции. Однако спустя месяц Фромзель ушел на фронт, а Лебедев, страдавший близорукостью, остался в городе. Дальнейшая его судьба трагична: он умер от истощения в стационаре, развернутом в гостинице «Астория». А Виктор Фромзель впоследствии участвовал в конкурсе на проект станции, работу над которым начал еще до войны.

К оформлению будущей подземки приступили не только архитекторы. В докладной записке, составленной в январе 1941 года, Баранов отмечал, что «участие скульпторов и художников в проектировании и строительстве станций значительно поможет успешному решению этой ответственной задачи, т. к. применение скульптуры, фрески или мозаики весьма желательно».

Подтверждение этому осталось в блокадных дневниках писателя Л. Пантелеева: «Вчера я узнал о том, что где‑то в Сибири, на глухом полустанке, умерли сестры Д. …Старшая Д., Наталья Яковлевна, была художница, скульптор, знаток художественного фарфора. Рисунки ее украшали и прославляли на весь мир изделия нашего Ломоносовского завода. По ее проекту оформлена одна из станций Московского метро. Перед войной работала она над эскизами проектов Ленинградского метрополитена. Война прервала эту работу, и Наталья Яковлевна переключилась в другой жанр — писала политические плакаты».

Речь о Наталье Данько, которая в 1936 – 1937 годах создала барельефы танцующих и музицирующих людей в национальных костюмах для станции метро «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная») в Москве. А ее фарфоровые капители в виде колосьев украшают колонны перронного зала станции «Киевская» Филевской линии. В феврале 1942‑го семья Данько эвакуировалась из Ленинграда в Ирбит, где обосновался фарфоровый завод. Младшая сестра и мать умерли в дороге от последствий истощения. Наталья Яковлевна скончалась в больнице, куда ее доставили в бессознательном состоянии прямо с поезда…

По всей видимости, процесс архитектурного проектирования ленинградского метро в 1941 году остановился на стадии эскизов, которые могли сохраниться в личных документах архитекторов.

Так, в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, в фонде Льва Руднева, есть альбом набросков, датированный 1941 годом. В нем можно найти и изображения метро. Архитектор изобразил станцию, украшенную колоннами, декоративным фризом и светильниками, стилизованными под старинные фонари.

Информации о том, что в 1941 году проводились конкурсы на будущие московские станции, нет. И это не зарисовки одной из уже существующих. А вот к проектированию метро в Ленинграде профессора Руднева привлечь хотели, его фамилия фигурировала во всех списках архитекторов на бюро ВКП(б). Поэтому, хоть комментариев к наброскам Лев Владимирович и не оставил, можно предположить, что на них — довоенное несбывшееся ленинградское метро.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #метро #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 66 (7395) от 13.04.2023 под заголовком «Несбывшееся метро».


Комментарии