Неприступный «Риф»

По сей день острой темой остается судьба уникального наследия – фортов Кронштадта. Среди них – «Риф» на западной оконечности острова Котлин. Основная часть этого форта расположена на берегу, откуда начинается подводная гряда, протянувшаяся от Котлина к Толбухинской отмели. Часть левого фланга «Рифа» стоит на искусственном основании – ряжах.

Неприступный «Риф» | ФОТО Н. Иванова

ФОТО Н. Иванова

Почти все триста лет истории Кронштадта на западе острова Котлин находились оборонительные сооружения, готовые защищать остров от атак противника. В годы Северной войны шведы не раз пытались завладеть им, высаживая десанты у рифа Котлинской косы. Но каждый раз русским солдатам удавалось отражать десанты. Если шведы и ступали на эту землю, то только в качестве пленных.

Вторая половина XIX века прошла под знаком активного противоборства атаки и обороны, ядра и деревоземляных сооружений, а затем – снаряда и бетона, который частично заменила броня. Бетон на основе портландцемента был в фортификации материалом новым, но весьма перспективным, так как обладал высокой прочностью. Свое название он получил по имени города Портланд, где жил и работал изобретатель Джозеф Аспдин. Свое изобретение он запатентовал еще в 1824 году, но потребовался не один десяток лет, чтобы портландцемент утвердился в фортификации как один из основных материалов.

Для определения наилучших форм бетонных укреплений на рифе Котлинской косы в 1890 году устроили полигон для испытаний нового материала. Шесть лет там строили опытные укрепления из бетона на портландцементе, которые затем разрушали стрельбой из орудий разных калибров. Результаты опытов положили в основу нового бетонно-земляного строительства всех сооружений в крепостях России.

В 1906 году на рифе Котлинской косы началось строительство форта, который так и называли – «Риф», под стандартную пару крепостных орудий того времени – четырех 10-дюймовых орудий А. Ф. Бринка и восьми 6-дюймовых орудий Г. Канэ. Старые постройки, мало пострадавшие от опытных стрельб, восстановили, и они стали элементами батарей. Эскарп форта возводился на свайном основании уже за пределами береговой черты на отмелях косы.

Форт был принят в казну в 1915 году и официально в документах назывался батареей «Александровская», но такое название не прижилось. В последующем, до сегодняшнего дня, это укрепление на косе называется форт «Риф».

Интересна одна из опытных построек, не пострадавшая во время обстрелов 1890 годов, – башенная скрывающаяся установка для 57-мм крепостного орудия. Специальная система рычагов и противовесов опускала башню после каждого выстрела пушки, чтобы в то время, когда она заряжалась, в нее не могли попасть вражеские снаряды. Такая система активно применялась во французских крепостях.

В 1921 году при подавлении Кронштадтского мятежа «Риф» служил последним убежищем для восставших. Именно отсюда они уходили в Финляндию по льду залива в ночь с 17 на 18 марта. После мятежа форт получил новое название – «Комсомольский», что тоже осталось только на бумагах, и форт продолжали называть старым именем.

«Зимняя» война заставила искать новые формы обороны. Справедливо опасаясь финских диверсионных групп, в Кронштадте сформировали систему «зимней обороны». В нее вошел и форт «Риф», отправлявший в разведку группы лыжников и обеспечивавший службу размещенных на льду постов, вооруженных пулеметами.

Во время Великой Отечественной войны форт числился 13-м отдельным артдивизионом Кронштадтского укрепленного сектора. Но артиллерия «Рифа» участия в боевых действиях не принимала, так как расстояние до северного и южного берегов залива превышало дальность стрельбы орудий. Но и здесь служба была очень напряженной, так как снова пришлось создавать систему «зимней обороны». В 1942 году одно 10-дюймовое орудие форта переместили в центр Котлина, откуда оно вело огонь по немецким батареям южного берега Финского залива. В 1953 году на «Рифе» 10-дюймовые орудия заменили 130-миллиметровыми системами Б-13-3С, при этом капитально перестроив батарею.

После расформирования Кронштадтской крепости в конце 1960-х годов форт стали использовать как хранилище артиллерийской техники Кронштадтского арсенала. Жилой городок занимала радиотехническая часть. В 1990-х годах военные то бросали форт, то опять занимали. До последнего времени он был закрытым объектом, но в конце 1990-х начали срезать подлинные металлоконструкции. Не сохранилась и уникальная башня с системой рычагов и противовесов, а также оконные переплеты и почти все броневые двери начала XX века, прожекторная установка завода «Сименс-Шуккерт» и многое другое.

В начале нынешнего года военные окончательно ушли с «Рифа». Когда-то грозные тетеньки с винтовками покинули сторожевой пост – простенький деревянный домик, сгоревший весной. И на форт пришли мародеры: оставшиеся железные двери уже срезаны, и тем самым нанесен существенный ущерб зданиям, так как нарушена их целостность. О моральном ущербе говорить не приходится...

Дирекция организованной недавно особо охраняемой территории «Западный Котлин» обратилась к правительству города с предложением присоединить к ней территорию форта «Риф», что было бы весьма разумно. Ответа пока нет.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (5360) от 12.12.2014.


Комментарии