Неизвестный Викниксор

Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны.

Неизвестный Викниксор | Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (5332) от 31.10.2014.


Комментарии