Главная городская газета

Неизвестный Викниксор

  • 31.10.2014
  • Андрей Румянцев, Кандидат Исторических Наук
  • Рубрика Наследие
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Коробицын на рубеже

Памятная акция, посвященная 90-летию подвига пограничника Андрея Коробицына, прошла возле комплекса «Сестрорецкий рубеж». Читать полностью

Судьбу восстания решили в Лесном

Прогулки по городу: Болотная ул., 13 Читать полностью

Театральная оплеуха

Дебютный показ «Маленького Фауста» на сцене Михайловского театра состоялся в самый разгар судебной тяжбы, 12 октября 1869 года. Читать полностью

Партбилет как библия

О чем мечтал и к чему стремился «новый человек» Читать полностью

Двенадцатый

После побега выжить удалось только ему одному Читать полностью

Автограф на стене

Звука выстрела Алексей не расслышал, только почувствовал, как дрогнула под ногами земля и горячая волна швырнула его на дно оврага. Читать полностью
Реклама
Реклама
Неизвестный Викниксор | Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Виктор Сорока-Росинский. Источник: www.liveinternet.ru

Многие знают, что прототипом директора школы-коммуны из повести «Республика ШКИД» Леонида Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) и Григория Белых был известный в свое время ученыйи педагог Виктор Сорока-Росинский. Наиболее известен послереволюционный период жизни директора ШКИД,тогда как его ранние годы до сих пор хранят тайны.

Документы, хранящиеся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), позволяют прояснить некоторые детали биографии выдающегося педагога.

До конца не установлено точное место его рождения. Из метрического свидетельства следует, что В. Н. Сорока (с 1917 года — Сорока-Росинский) родился 13 ноября 1882 года в семье штабс-капитана Н. М. Сороки, командира роты 38-го резервного пехотного батальона, и дочери священника Т. К. Росинской. Поскольку ребенок был крещен 5 декабря 1882 года в Брест-Литовском крепостном соборе, ряд исследователей полагают, что он родился там же, по месту службы отца. Однако большая разница между датами рождения и крещения позволяет предполагать, что мальчик появился на свет в родовом имении Сороковщина Черниговской губернии или в Новгород-Северском, где его отец владел несколькими домами, и лишь затем с матерью прибыл в Брест-Литовск.

Еще одна загадка для исследователей: почему семья В. Н. Сороки неожиданно перебралась в село Медведь Новгородской губернии. Формулярный список отца объясняет это обстоятельство: 26 февраля 1896 года он был произведен в подполковники и переведен на новое место службы в 204-й (позднее — 199-й) Свирский резервный батальон.

Любопытные сюжеты биографии Сороки раскрывает хранящееся в ЦГИА СПб его личное дело студента Петербургского университета. Зачисленный на историко-филологический факультет 20 августа 1901 года, он проявил заметный интерес к психологии и педагогике, а одним из его учителей был философ Н. О. Лосский. Находясь под его влиянием, в 1906 году будущий педагог подготовил выпускную работу «Основные черты различия волюнтаризма философского и психологического у его важнейших представителей». Примечателен и тот факт, что 17 апреля 1905 года Сороку наградили серебряной медалью Императорского российского общества спасания на водах за спасение 12 июля 1903 года утопавшего в реке Мшаге рядового Плохарского.

После окончания в 1906 году университета Сорока специализировался как психолог, являясь слушателем Психо-Неврологического института. Он также занимался в лаборатории экспериментальной психологии А. Ф. Лазурского при клинике душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, слушал лекции В. М. Бехтерева. В те же годы молодой педагог являлся членом редколлегии журнала «Вестник знания», а также сотрудничал с педагогическими журналами. Его перу принадлежало множество статей по теории психологии и педагогики. Через год после окончания Университета Сорока стал соавтором вышедшего в 1907 году под редакцией В. В. Битнера «Курса русского литературного языка», а впоследствии — автором монографии «Путь русской национальной школы».

В фондах некоторых петербургских гимназий, также хранящихся в ЦГИА СПб, есть его личные дела как преподавателя истории и философии. Из этих документов следует, что после окончания Университета Сорока тщетно искал постоянное место службы. Ему приходилось ради заработка преподавать одновременно в нескольких учебных заведениях. Первоначально он был учителем истории в частной гимназии В. Ф. Федоровой и в коммерческом училище Н. М. Глаголевой, а с 1907 года — в мужской гимназии при римско-католической церкви Св. Екатерины.

С 1908-го по 1910 год Сорока преподавал философскую пропедевтику (то есть курс введения в философию) во Введенской мужской гимназии. Тогдашний директор гимназии А. Якубов дал молодому педагогу весьма лестную характеристику: «уроки посещает исправно, с предметом знаком достаточно, излагает ясно, ученики слушали уроки внимательно и с интересом, педагогическим делом интересуется. Характера Сорока мягкого, приветливого, спокойного. К ученикам относится благожелательно. При серьезной работе может сделаться хорошим преподавателем».

В 1910 — 1913 годах молодой педагог преподавал в реальном училище Копылова, Ларинской гимназии и гимназии Черняева. Впервые талант Сороки как теоретика педагогики раскрылся в Стрельнинской мужской гимназии, где он работал с 1 августа 1913 года. Здесь помимо преподавания истории, русского языка и литературы он одно время заведовал физическим воспитанием всего учебного заведения. Архивные документы позволяют говорить о том, что подобное назначение стало возможным благодаря службе Сороки в канцелярии попечителя С.-Петербургского учебного округа в 1910 — 1913 годах. Увольняясь оттуда, он просил попечителя о переводе на должность воспитателя одного из средних учебных заведений, поскольку «таковая наиболее соответствует полученному мною образованию и работам».

В «стрельнинские годы» Сорока сформировался как крупный ученый-теоретик и практик в области образования. Он полагал, что основы национального воспитания, включающие в себя традиции устного народного творчества, религиозное и трудовое воспитание, должны закладываться в семье. Базовым элементом его педагогической системы являлась психологическая составляющая, которая позволяла не только понять индивидуальные особенности ребенка, но и подобрать «ключи» к детской душе. Социалист по убеждениям, Сорока полагал, что именно школа, оставаясь вне политики, должна была решить проблему раскола России на мужичью и барскую.

Расцвет деятельности В. Н. Сороки-Росинского пришелся на первые послереволюционные годы. В 1918 — 1920 годах он был учителем истории и литературы в Путиловском училище им. А. И. Герцена, действовавшем при Путиловском заводе. А в 1920 году стал всем известным Викниксором — директором Школы-коммуны имени Ф. М. Достоевского на Старопетергофском пр., 19.

В отличие от А. С. Макаренко, делавшего акцент на физическом труде и коллективном воспитании, в основу своей педагогической системы Сорока-Росинский положил интеллектуальный труд, культуру и творчество, позволявшие беспризорникам выйти в люди. Однако подобная система не вполне вписывалась в тогдашнее представление о том, что школа должна давать практическое (ремесленное) образование. В 1925 году Сороку-Росинского уволили с его поста. Продолжая до конца жизни заниматься педагогической деятельностью, он подвергался постоянной травле. Выработанная ученым система воспитания и образования была раскритикована Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, а многие его методические находки утрачены навсегда.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook