Главная городская газета

Не тот броневик

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

Оживший «Прорыв»

Одним из главных событий дня стало открытие панорамы «Прорыв» в Марьине под Кировском, где побывал президент России Владимир Путин. Читать полностью

Танкисты на Гражданке

Учебный полк нес потери и в тылу Читать полностью

Анафемы не испугались

Как большевики пытались реквизировать лавру Читать полностью

Не парадная Дворцовая

Совсем не парадной, предстает Дворцовая площадь на акварели художника и историка искусств Александра Бенуа, датированной 1907 годом. Читать полностью

Покинул место ДТП

Лихачей на дорогах хватало во все века Читать полностью

Назови сына Борисом

Мой брат Борис Белоусов - морской пехотинец, разведчик 188-го гвардейского полка погиб 16 января 1944 года во время боя по освобождению Ленинграда от блокады. Читать полностью
Не тот броневик | Репродукция. Фото АВТОРА

Репродукция. Фото АВТОРА

Броневик «Враг капитала», один из главных свидетелей российской революции, много лет стоял у входа в Музей Ленина в Мраморном дворце, а теперь экспонируется в Военно-историческом музее артиллерии. Как известно, именно с этой бронемашины выступал Ленин на площади у Финляндского вокзала 3 апреля 1917 года, вернувшись из эмиграции. По крайней мере так принято считать. У специалистов, занимающихся военной техникой, по этому поводу есть весьма серьезные сомнения. Наш сегодняшний собеседник — независимый исследователь Василий БОЧАРОВ.

— Василий Олегович, какие вы можете привести аргументы, что этот броневик не тот?

— Начнем с самого главного: подобная модель с диагональным расположением башен, выполненная на шасси британской фирмы «Остин» и одетая в броню по проекту Путиловского завода, выпускалась только в 1918 — 1920 годах, то есть в апреле 1917 года Ленин с такого броневика выступать никак не мог.

Один из самых знающих исследователей автомобильной военной техники начала ХХ века сотрудник московского Центрального музея вооруженных сил Максим Коломиец проследил все контракты на «Остины», которые заключались с английскими партнерами с конца 1914 года. По его информации, фирма получила три заказа на броневики с двумя рядом расположенными башнями. Первый — на 48 машин, второй и третий — на 60. Все они были выполнены.

Кроме того, последним контрактом оговаривалась поставка 60 шасси без бронекорпусов, которые спроектировал Путиловский завод. Он же начал выполнять заказ, но за 1917 год не сделал ни одной машины, а в 1918 году — всего пять. Поэтому заказ передали Ижорскому заводу. Выпущенные там в 1919 году броневики были с двумя диагональными башнями — как раз такими, как у легендарного «Врага капитала».

В актах приемки в числе выпущенных машин значится в том числе и броневик # 327/683. Этот же номер был указан в 1940 году в музейном паспорте «ленинского» броневика. Цифры 327 можно увидеть на ключевых механизмах шасси и сейчас. Максим Коломиец встречал упоминание броневика 327/683 в актах с 1919-го по 1923 год.

— Но ведь известно, что поиском того самого броневика, ленинского, больше десяти лет занималась специально созданная группа... Ошибка? Или того хуже — подлог?

— По свидетельству инициатора поисков Федора Быкова, который в 1917 году командовал авто-пулеметно-мотоциклетным бронеотрядом при исполкоме Петросовета и участвовал во встрече Ленина, было осмотрено более тридцати машин марки «Остин», пока в начале 1939 года не добрались до этой. Броневик, подходивший под описание, обнаружили в лагерях Осоавиахима в Сосновке в окрестностях Ленинграда.

Однако все дальнейшие утверждения участников поиска, что найденная машина та самая, базируются только на личных воспоминаниях и недокументированных свидетельствах. Эти материалы хранятся в архиве Музея артиллерии. Сохранилась стенограмма обсуждения подлинности броневика, происходившего в Музее Ленина в январе 1940 года. Там очень много общих рассуждений, но, увы, ни одной отсылки к техническим или учетным документам.

Одним из главных признаков ленинского броневика считалось заднее рулевое управление, выполненное кустарным способом. Однако, если заглянуть под днище музейной машины, можно увидеть, что заднее рулевое выполнено явно в заводских условиях, весьма капитально и конструктивно логично — специальный вал, передаточные шестерни. Видно, что ничего кустарного там нет...

В то же время если внимательно почитать издания о ленинском броневике, выпущенные в советское время, то там упоминается, что это был именно «Остин», с двумя башнями, поставленный в 1915 году по второму контракту. Почти все соответствует известным фактам о тех «Остинах», что прибыли в Россию. На многих из них действительно кустарно монтировали заднее рулевое управление. А еще есть рапорт от 6 апреля 1917 года о том, что в Петрограде в запасном бронедивизионе на тот момент имелось шесть неких броневиков и один «Остин» с задним рулевым. Это, видимо, и есть тот самый ленинский броневик.

— Допустим. Но как быть с воспоминаниями о том, что при реставрации броневика в 1940 году из-под нескольких слоев краски проступила надпись «Враг капитала». Как утверждается, она появилась на нем в октябре 1917 года... Что скажете?

— Надпись вызывала некоторое недоумение сотрудников Музея Ленина с самого начала — она же выполнена в новой орфографии, без твердого знака на конце. А «лишние буквы», как известно, отменили только в начале 1918 года...

Уже упомянутый мною Максим Коломиец выяснил в Российском государственном военном архиве в Москве, что машина, получившая имя «Враг капитала», была произведена на Ижорском заводе в июне 1919 года. Согласно документам, оттуда она сразу поступила в автобронеотряд Комитета обороны Петрограда, затем в 28-й автобронеотряд, в составе которого в августе отбыла на фронт. Но в боях не участвовала — по халатности командира отряда бронеавтомобиль был поврежден и отправлен на ремонт обратно в Петроград.

После восстановления в феврале 1920 года «Враг капитала» поступил в 1-й автоброневой отряд, в составе которого участвовал в советско-польской войне. После 1923 года следы броневика теряются, но к концу 1930-х годов он оказывается в лагере Осоавиахима в Сосновке...

Есть и еще одна деталь: занимаясь поисками броневика, Быков встречался с Николаем Подвойским, который в апреле 1917 года организовывал встречу Ленина, и тот утверждал, что на базе в Сосновке в конце 1920-х годов было два броневика. Один из них по ветхости списали и сдали в металлолом. Возможно, тот самый, ленинский?

На мой взгляд, дело было так: когда в 1927 году родилась идея найти ленинский броневик, искали действительно подлинный. Но к концу 1920-х почти все старые броневики сдали на слом, и задача, поддержанная уже официально, Музеем Ленина, трансформировалась в несколько иную: найти какой-то подходящий. И такой в итоге обнаружили. Тоже «Остин», две башни, два руля. И предыдущие свои рассуждения о ленинском броневике поисковики подкорректировали под найденный.

Лично для меня нет никакого сомнения, что тот «Враг капитала», который ныне находится в Музее артиллерии, был произведен в 1919 году. И как бы то ни было, благодаря этой преднамеренной ошибке история сохранила для нас ценнейший памятник российской военно-технической мысли.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook