Главная городская газета

Не только «цветочная»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Наследие

«Швецкие арестанты»: история первых строителей Петербурга

Историк рассказала «СПб ведомостям», как в XVIII веке пленные шведы строили Санкт-Петебург Читать полностью

Выстрел на окраине

20 июня 1918 года был убит комиссар по делам печати и агитации Союза коммун Северной области В. Володарский. Кому была нужна его смерть? Читать полностью

Экскурс в историю: литературная метеорология Петербурга

Кто мог красочнее описать погоду Северной столицы 19 века, чем ее современники-писатели? Читать полностью

Помним в радости и в горе

22 июня - День памяти и скорби в России, день начала Великой Отечественной войны. И хотя сейчас в нашей стране проходит мундиаль, программа траурных мероприятий останется неизменной. Читать полностью

Трое в матросских костюмчиках

В преддверии Дня памяти и скорби авторы «СПб ведомостей» делятся своими воспоминаниями о Великой отечественной войне.   Читать полностью

Ни пяди не уступить, ни грамма не оставить

Накануне трагичной и памятной даты «СПб ведомости» вспоминают «как это было» во время Великой отечественной войны. Читать полностью
Не только «цветочная»  | ФОТО xtock/shutterstock.com

ФОТО xtock/shutterstock.com

С удовольствием прочел статью Ирины Гуськовой «Цветочная художница» (в выпуске «Наследия» от 1 июля), посвященную судьбам почти забытых художниц - сестер Варвары и Александры Шнейдер. В публикации отмечено, что Александра была особенно привержена «цветочному» жанру. В действительности ее творческий диапазон был гораздо шире.

В начале Первой мировой войны Александра Шнейдер, уже признанный мастер «открыточного» рисунка, создала серию выразительных благотворительных открыток «Помогите беженцам!». Она сделала это по заказу Комитета ее императорского высочества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания помощи пострадавшим от военных действий. А когда в царской усадьбе «Светелка» - лужском отделении Школы народного искусства, руководителем которой была Варвара Шнейдер, разместили лазарет, Александра не только ухаживала там за ранеными, но и создала уникальную серию именных портретов лечившихся там воинов.

К счастью, большинство рисунков сохранилось: они экспонировались на выставке в Музее-институте семьи Рерихов, состоявшейся осенью 2014 года и приуроченной к столетию войны 1914 - 1918 годов. В каждом из этих волнующих произведений тонко отражены и характер, и страдание, и мужество защитников Отечества.

Интересно и то, что отец сестер, Петр Александрович Шнейдер, в первом браке был женат на Ольге Николаевне Гартунг. Жена ее родного брата, Леонида Николаевича, была дочкой Александра Сергеевича Пушкина. Вполне вероятно, что это родство вдохновляло Александру Шнейдер во время работы над иллюстрацией к стихотворению поэта «Первая пчелка».

Можно также отметить большое влияние на духовное развитие дружных сестер Шнейдер, оказанное Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским, с которым их многие годы связывали близкие, почти родственные отношения. Недаром он называл Варвару и Александру «дочерьми по выбору».

Кроме всего прочего художницы оставили большое эпистолярное наследие. С 1888 года до последних дней своей жизни они вели переписку с сыном знаменитого географа - выдающимся энтомологом Андреем Петровичем Семеновым-Тян-Шанским. Послания бережно сохранили потомки, и в 2012 году они были изданы под названием «Письма - больше, чем воспоминания...». Составители книги Михаил Арсеньевич Семенов-Тян-Шанский и его жена Александра Юрьевна Заднепровская снабдили ее редкими фотографиями и подробнейшими комментариями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook