Не отступать ни на шаг

Командиру поискового отряда «Шлиссельбург» Дмитрию ПОШТАРЕНКО - всего двадцать семь лет, а за плечами уже столько, что могут позавидовать те, кто гораздо старше его по возрасту. Тринадцать масштабных историко-художественных трехмерных панорам, посвященных различным эпизодам Великой Отечественной войны, были созданы Дмитрием Поштаренко и возглавляемой им командой «Невский баталист» по всей России за четыре года. На открытии четырех из них побывал президент России Владимир Путин. Согласитесь, не каждому выпадает такая высокая честь... Впору говорить о «феномене Дмитрия Поштаренко». Не хочется сглазить, но свалившаяся на голову слава его не испортила: он, как и прежде, открыт, доступен, прост в общении. Только времени свободного совсем нет, ни сейчас, ни в ближайшем будущем, ведь впереди - очередные огромные планы.

Не отступать ни на шаг | ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

- Дмитрий, в блокадные январские дни в Марьине близ города Кировска Ленинградской области открылась созданная панорама «Прорыв», посвященная прорыву блокады. Сбылась ваша мечта, к которой вы шли несколько лет. Какие чувства испытываете?

- Конечно, радостно, что у нас все получилось, но есть и сожаление: не все еще сделано так, как было задумано. Сроки были, естественно, сжатые, поэтому то, что можно увидеть сейчас, не вполне соответствует моей мечте. Вообще к «Прорыву» я отношусь очень трепетно, как к своему первому и самому любимому детищу. Поэтому ревностно воспринимаю все, что там происходит.

Понимаете, наша панорама - это не обычный музей, и там не может быть такого же несколько отстраненного рассказа экскурсовода, как в соседней диораме. Там вид сверху, как бы извне, здесь - взгляд изнутри, когда посетитель становится словно бы соучастником события. Здесь важна каждая деталь, в том числе и общение экскурсовода со зрителями.

В идеале должно быть так: человек попадает туда в составе группы, причем не больше пятнадцати человек. Сейчас запускают в два-три раза больше, понятно почему: ажиотаж после открытия, на дворе холодно... Но в такой толпе люди просто не могут почувствовать и воспринять то, что мы хотели донести. Не та обстановка, не то ощущение пространства... Очень надеюсь, что те, кто сейчас посетил панораму, потом придут еще раз, чтобы все посмотреть в составе маленькой группы. У них будет совсем другое впечатление!

Еще одна деталь: маленькая группа нужна еще и для того, чтобы экскурсоводы не пользовались микрофоном, поскольку он инороден для всего созданного нами пространства. Работать только голосом! Электронные вещи эмоционально отдаляют современного человека от эпохи, изображенной на панораме. В идеале экскурсовод должен стать для посетителей только «проводником в историю».

Мы планируем отработать систему с сопровождающим экскурсоводом и голосом диктора. Причем это будет голос девушки - одной из той «девичьей команды», которые вывозили с Невского пятачка раненых на собаках. Она с нами как будто бы делится воспоминаниями о том, как все происходило. И все, что она рассказывает, мы видим воочию. Как они попали на Дубровку, как перебрались через Неву, как вступили в бой... Непосредственно таких воспоминаний нет, но мы знаем по документам, как все происходило. «Я помню, как у танка упал боец», - будет говорить девушка, расскажет, как его звали, сколько ему было лет, кем он был до войны. И так почти про каждого персонажа нашей панорамы - всего их больше тридцати.

Надеюсь, что к Дню Победы посетители увидят доработанную панораму - с голосом диктора, с улучшенным эффектом ночного боя.

- Вы проводили по этой панораме экскурсию для президента России Владимира Путина...

- Это четвертая экспозиция, на которой я вел экскурсию для президента страны. Первой была панорама «Прорыв» в Кировске в 2014 году, потом Старая Русса - мы делали там небольшие панорамы, связанные с поисковыми работами. Затем - «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» в «Ленэкспо» в Гавани. И вот, наконец, нынешний «Прорыв».

В этот раз президент смог уделить осмотру панорамы больше времени, нежели раньше. Минут сорок мы ходили по экспозиции. Я рассказывал про каждого героя, про отдельные элементы... Я запомнил, что особенно заинтересовало главу государства: он обратил внимание на необычное оружие, которое является частью экспозиции, - ампуломет. Спрашивает: «Дима, а что это такое?». Я объяснил. «А как он работал?» - спросил президент.

- Действительно, а что такое ампуломет?

- Это разработка, сделанная в блокадном Ленинграде в 1942 году. Обычная труба, из нее при помощи порохового заряда выстреливалась колба - жестяная или стеклянная, с огневой горючей жидкостью. Оружие было эффективно и против танков, и против пехоты. Ампулометы оказались просты в производстве, поэтому в Ленинграде их произвели достаточно много...

В нашей панораме вообще очень много деталей фронтового быта. Например, возле 45-мм пушки, которую называли «блокадницей» (ее делали в осажденном Ленинграде), лежит подлинная табличка, которую поисковики нашли в бывшей деревне Арбузово на «окраине» Невского пятачка. На цинковой немецкой коробке от снарядов написано: «Участок взвода лейтенанта Буторина». И неподалеку в снегу еле-еле видна - взрослые только заметят - часть офицерской шинели с эмблемой лейтенанта-артиллериста. Намек на то, что лейтенант Буторин погиб в бою.

Напомню, что в нашей панораме - больше тридцати персонажей. Почти все они имеют портретное сходство с людьми, воевавшими именно тогда, в начале 1943 года, на Невском пятачке. Благодаря этому панорама становится более живой, достоверной. Она притягивает родственников, знакомых. Это как паутина, благодаря которой передается историческое знание. Кроме того, очень важно, что это конкретные, реальные люди, примеры которых воспитывают нас сегодня. Их отношение к Родине достойно самой высокой оценки.

Вообще для нас главное - не абстрактный рассказ об истории, где мы видим только потоки войск, а отдельные люди на войне и их порой трагические судьбы. Мы постарались передать историю через рядовых людей. Один, например, до войны трудился на заводе, другой, как Дмитрий Стремин, был художником. На его историю обратил внимание и президент России, подчеркнув, что это очень достойный пример защитника Родины.

В 1930 году Стремин работал на заводе «Красный треугольник», потом учился в Академии художеств у Исаака Бродского, тот называл его одним из своих лучших воспитанников. Затем стал учителем рисования и черчения в школе на станции Невская Дубровка. Это очень сильный образ - человека, который защищал Родину, свою землю, просто перебравшись на другой берег Невы. Невская Дубровка оставалась в нескольких сотнях метров за его спиной. Война в буквальном смысле пришла к нему домой.

Останки Дмитрия Стремина поисковики обнаружили несколько лет назад на Невском пятачке в первой линии траншей. При нем были найдены пустая кобура от нагана и медальон, в котором значились имя и адрес: станция Невская Дубровка, улица Первой Пятилетки. И хотя мы изображаем январь 1943 года, а Стремин погиб на пятачке еще в 1942-м, мы решили сделать его одним из героев. Все-таки наша панорама - художественная, в ней допустим элемент вымысла, если он работает на общую концепцию.

Мы даже ввели в панораму такую художественную деталь, как походный котелок Дмитрия Стремина. В действительности такого артефакта при нем не было найдено, но мы представили, каким он мог быть у воина-художника. Форма котелка, овальная, почти повторяет палитру, и мы изобразили на ней кисти. Деталь, которая ярко дополняет всю эту историю...

- Есть такая форма погружения в историю, как виртуальная реальность. Вы предлагаете иную модель. На ваш взгляд, что более действенно, более эмоционально влияет?

- Я не против виртуальной реальности, но не в нашей панораме. Там все-таки экшен, в какой-то степени игра, а не художественный рассказ о героях, как у нас. Мы прежде всего отдаем дань памяти и уважения. Я хочу, чтобы когда человек покидал панораму, у него были слезы на глазах...

В нашей панораме - взгляд на Великую Отечественную войну из конца 2010-х годов, глазами современной молодежи. Здесь и мои собственные впечатления. В тринадцать лет я впервые попал на Невский пятачок. Тогда еще на берегу - а в тот год Нева обмелела - стоял остов разрушенного танка «Т-26». Мне это врезалось в память. Потом был большой опыт поисковых работ. Именно в ходе военной археологии можно увидеть подлинный ужас и хаос войны. Все сильные моменты, запомнившиеся мне, я собрал воедино, и вместе с командой единомышленников с помощью художественных средств мы это воплотили в панораме.

Мне приходилось наблюдать, что детям, которые посещают нашу панораму, кажется, что они на самом деле находятся на поле боя. У них такое ощущение, что они сами нашли те военные артефакты, которые видны на поверхности. Мы специально так сделали, что отдельные предметы - подлинные, найденные нами во время поисковых работ - можно трогать. Подобное прикосновение дает особое эмоциональное ощущение.

- Какие ваши ближайшие планы после завершения работы над «Прорывом»?

- Когда президент России после открытия панорамы «Прорыв» общался с представителями нашей команды «Невский баталист», он спросил меня: «Дмитрий, это ведь наверняка не последняя работа? Есть новые планы?». Я ответил, что, да, конечно, есть. И рассказал, что мы мечтаем в 2019 году открыть экспозицию, на которой будет четыре панорамы, рассказывающие о разных этапах Великой Отечественной войны через призму одного человека - ее непосредственного участника.

Дело в том, что в 2019 году в Петербурге будет проходить туристская ассамблея ООН, приедут представители 170 стран со всего мира. Хотелось бы, чтобы они посетили наши новые панорамы и приобщились к нашей великой истории.

Президенту наша идея понравилась, он сказал, что ее, безусловно, нужно воплотить, и тут же дал поручение полпреду в СЗФО Александру Беглову поддержать проект и найти помещение с арендой на пять лет. Пока мы думаем о временной выставке, а что будет потом - трудно загадывать. Чтобы успеть, мы должны уже этой осенью начинать работу. Сейчас начинаем разрабатывать план-проект, будем заниматься предварительными макетами.

Есть предложение о сотрудничестве и со стороны нового Музея блокады Ленинграда, который должен открыться в нашем городе в следующем году. Кроме того, музеи из самых разных регионов России просят нас сделать им панорамы.

- Дмитрий, скажите, как вам удается так много успевать? И в какой роли вы себя видите через десять, пятнадцать лет?

- Как говорится, step by step. Шаг за шагом. Свобода есть, и одновременно ее нет. Свобода в том, что я художник и реализую идеи, которыми живу. И что, несмотря на колоссальную занятость последних лет, я все-таки принадлежу самому себе. Я знаю, что вместе с единомышленниками делаю общее дело. И это здорово, когда есть такая возможность. Со стороны смотришь, и даже не верится, что столько удалось сделать всего за четыре года. Другое дело, что все это происходит в сумасшедшем темпе, неизбежно чем-то приходится жертвовать. В том числе и любимыми занятиями - спортом, путешествиями, личной жизнью...

Когда занимались первой панорамой «Прорыв», работали три месяца без выходных. Когда готовили панораму штурма рейхстага, я трудился беспрерывно пять месяцев. В прошлом году мы делали панорамы в Калининграде и Рязани. И одновременно - «Прорыв». И я в какой-то момент понял, что не смогу дальше ничего сделать, если не переведу дух хотя бы неделю. Быстро собрался и отправился в путешествие. Там как будто бы подзарядился энергией и после этого четыре месяца без выходных занимался «Прорывом».

Мне трудно сказать, что будет со мной через десять - пятнадцать лет, но я твердо уверен: то, чем я сейчас занимаюсь, - это реально одно из важных дел моей жизни. Спасибо за поддержку родителям, учителям, друзьям...

За прошедшие годы я понял: если ты действительно чего-то хочешь в жизни и в этом уверен, нельзя отступать ни на шаг. Нужны большое упорство, одержимость, и когда люди видят, что дело получается, они начинают тебе помогать, верить в тебя. Но работать придется много, не жалуясь.

Когда кто-то говорит, что все плохо, дела не ладятся, я пытаюсь понять: а как он живет, чем занимается? И нередко вижу, что сидит на диване у телевизора либо просиживает у компьютера... Надо определиться с приоритетами, понять, что ты хочешь и что готов за это отдать. Да, я потерял друзей, которые не смогли принять мой ритм работы, но приобрел много новых.

Я считаю, что моя личная история может мотивировать людей: будьте активны, работайте, творите, двигайтесь вперед. Все в ваших руках! Но и одновременно будьте готовы чем-то пожертвовать - иначе не бывает. Уверен: если человек любит свое дело и отдается ему полностью, то ситуация кардинальным образом меняется. Он «заряжает» окружающих... В глобальном смысле, если мы будем менять себя, изменится к лучшему и наша страна. Главное - надо действовать и верить в свои силы.

Ну и, конечно, не могу не сказать о поддержке со стороны государства. Когда я задумывал первую панораму, музей нового формата, то понимал, что если я не привлеку внимание высших лиц государства, то едва ли что-то получится. В идеале - чтобы сам президент страны заметил, оценил и поддержал. А дальше была и череда счастливых совпадений, и большая работа. Меня, как молодого, активного поисковика, в 2013 году отправили от Северо-Западного федерального округа в Волгоград на встречу с президентом.

Там я рассказал, что действовавший закон о поисковом деле устарел, нужен новый, указал, что именно нужно менять. После этого процесс сдвинулся, а меня заметили. Затем было награждение благодарственными грамотами от президента в резиденции в Ново-Огареве. Это была моя вторая встреча с Владимиром Путиным. Именно там я пригласил президента на открытие «Прорыва», хотя еще, по сути дела, ничего не было: вся концепция была только в моей голове. Даже работа еще не начиналась.

Когда появились средства - президентский грант, - я пришел к Денису Пылеву, заведующему музеем-заповедником «Прорыв блокады Ленинграда» в Кировске, где уже не раз проводил военные выставки, и сказал, что мы сделаем первую в Россию панораму нового типа и к нам на открытие приедет глава государства. Он улыбнулся: мол, мечтать не вредно, но мы стали заниматься этим делом. И ведь все получилось: сделали в срок, и открывал президент... Я очень благодарен за оказанное мне и нашей команде доверие, мы просто не имели права его не оправдать. Поддержка и доверие дают нам мощный стимул и в дальнейшей работе.

#Дмитрий Поштаренко #панорамы #блокада

Комментарии