Не пить на закате. Как русские цари боролись с пьянством в стране
Основанный Петром парадиз на Неве трезвыми нравами не отличался. А с пьянством часто были связаны драки, воровство, пожары... Нарушителей порядка, нетрезвых и подозрительных лиц велено было задерживать и доставлять в созданную Петром I полицию.
Иллюстрация shomple.ucoz.ru
Особое значение имел указ царя от 20 июня 1718 года: «...Гуляющих и слоняющихся людей... и которые будут по улицам пьяные кричать и песни петь и ночью ходить и не в указные часы шататься, таких хватать, понеже в том числе бывает много беглых солдат и матросов и прочих воров, которые себе квартир не имеют, от которых бывают воровство и смертное убийство...».
Согласно петровскому указу, в кабаках запрещалось продавать горячительные напитки «после того как пробьют зарю» - имелась в виду вечерняя. Пушка Петропавловской крепости стреляла тогда трижды в день - на рассвете (утренняя заря), в одиннадцать часов утра и на закате (вечерняя).
В то же время борьба с неумеренным питием простого народа входила в противоречие с невероятной прибылью, которая шла в казну от продажи спиртного. Правительство обладало монополией на все кабаки в государстве и было заинтересовано в их увеличении. Они были одним из немногих доступных общественных мест для людей, работавших на строительстве Петербурга.
Ганноверский резидент Фридрих-Христиан Вебер писал: «У самого моста в крепость, слева от входа, расположен наилучший кабак, или пивная, где на счет его царского величества продают вино, карты, пиво, водку и табак, поскольку торговля этим по всей стране принадлежит ему одному».
Некоторые моменты, связанные с употреблением спиртных напитков (вина, водки, пива, медовых хмельных напитков), власти регламентировали. На производствах определялось даже количество водки, которое дозволялось выпить в день получения жалованья мастеровым людям. Например, на пороховом заводе «ради веселья позволяется женатому с женою и с детьми на весь его дом пропить гривну», «позволяется один алтын пропить каждому холостому».
Показателен случай, произошедший с солдатом батальона городовых дел Васильевым. В документе РГИА говорится о том, что в «вольном доме» (питейном заведении) на Адмиралтейском острове он пропил свою обувь: «а на ногах башмаков не имеется». Более того, будучи во хмелю, остался без шляпы и без шпаги. А это было уже серьезным нарушением! Да к тому же дошло до того, что у его строевого мундира были отрезаны обшлага (отвороты на рукаве)... По военному уставу того времени, потеря и отдача в заклад мундира и оружия наказывались достаточно строго.
Васильева за «продерзости» отослали к начальству для разбирательства. А в санкт-петербургскую ратушу отправили «промеморию» (памятную записку) с требованием сыскать «вольнодомца» Андреева, которому солдат Васильев в заклад кафтан и прочее положил. Напомнили в письме и о том, что «при Санкт-Петербурге в вольных домах мундир, инструмент и прочее запрещено принимать на пропой под заклад, как у солдат, так и у мастеровых людей ведомства Канцелярии от строений». Хозяину заведения полагался штраф...
Указом от 5 марта 1735 года императрица Анна Иоанновна запретила пускать в питейные дома и трактиры своих пажей и камер-пажей. Замеченных там следовало брать под караул. В 1738 году был объявлен указ, который полиции надлежало объявить у рогаток - шлагбаумов, стоявших на въездах в город: «Дабы пьяные по улицам не вздорили, и песен не пели, а которые будут, то велеть таких ловить и приводить в полицию».
Датчанин Педер фон Хавен, нанявшийся в ту пору в Петербурге секретарем к норвежцу на русской службе вице-адмиралу Бредалю, начальнику Азовской флотилии, отмечал, что полиция в Петербурге смотрит на пьянство сквозь пальцы. «Русские частенько говорят: жалованье солдата - это кабацкие деньги. Тем более что в России ни один человек недворянского звания не может варить пиво и мед или гнать водку, а все обязан покупать в кабаках. И этот запрет тоже неизбежно должен увеличивать их аппетит», - утверждал Хавен.
Сразу о нескольких бедах Петербурга - воровстве, пьянстве и пожарах - говорилось в указе Анны Иоанновны от 17 октября 1740 года, предназначенном для Полицмейстерской канцелярии. «А оное воровство и пожары чинятся не от чего иного, как от пьянства».
В документе приводился вопиющий факт: «В самой Санктпетербургской (Петропавловской. - Ред.) крепости воры часового убили и несколько сот рублей казны Нашей покрали». Императрица выговаривала полиции, что патрули «по ночам ездящих и ходящих людей не досматривают и допускают ездить и ходить без фонарей, чего ради между добрыми и честными людьми и воры свободные пути имеют».
Полиции было велено «крепкое смотрение иметь, чтобы воровство и прочие непорядки прекратились». Для этого всем петербургским обывателям «наикрепчайше подтвердить, чтоб в домах шуму и драк не было, под жестоким истязанием». По утрам и вечерам полиции наказывалось объезжать все улицы и места. В этом указе правительница устанавливала время для продажи вина, пива и прочего питья в кабаках и «вольных домах»: с девяти часов утра до семи часов вечера.
Спустя 19 лет этот указ подтвердила Елизавета Петровна. Она несколько лет боролась за выведение кабаков и харчевен с главных улиц города, а также запрещала в Петербурге петь песни и свистеть.
За пьянство и бесчинства в екатерининское время синодским указом от 19 ноября 1772 года священников и дьяконов лишали сана. В указе говорилось, что «некоторые священнослужители ведут себя непорядочно, а особливо пьянствуя, во многие впадают безчиния, и тем на чин духовный наводят нарекания, а пастве своей бывают не примером добрым». Наказанием за «пьянственные поступки» для них вместо прежних телесных стала отдача в солдаты на поселение или в крестьянство, «смотря по вине и способности».
Меры, принятые Петром I в области охраны порядка в Петербурге, действовали весь XVIII век. Последующие правители брали за основу его указы. А принцип ограничения времени продажи спиртного, введенный Петром, действует и поныне... Современной «вечерней зарей» является время 22.00, после которого продажа горячительных напитков запрещена...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6484) от 19.07.2019 под заголовком «Не пить на закате».
Комментарии