Нарисованная сенсация

Центр петербурговедения библиотеки имени Маяковского готовит к запуску обновленный интернет-портал «Мир Петербурга». Кроме всего прочего на нем будет доступна коллекция рисованных газетных иллюстраций, опубликованных в петербургских газетах в конце XIX – начале ХХ века. Об особенностях этого уникального источника нам рассказала кандидат исторических наук Ольга АНСБЕРГ, которая непосредственно участвует в создании этого собрания.

Нарисованная сенсация | Иллюстрация из «Петербургского листка» (от 5 мая 1913 года) изображала нападение хулиганов на рабочего с женой, катавшихся на лодке. Отбиться от бандитов помогли пришедшие на помощь вооруженные охотники. Из фондов РНБ

Иллюстрация из «Петербургского листка» (от 5 мая 1913 года) изображала нападение хулиганов на рабочего с женой, катавшихся на лодке. Отбиться от бандитов помогли пришедшие на помощь вооруженные охотники. Из фондов РНБ

– Ольга Николаевна, дореволюционные газеты широко использует уже не одно поколение историков и краеведов. Но их интерес касается, главным образом, текстов. Парадоксально, но иллюстрации до сих пор не становились объектом внимания...

– Если представить, что у людей не было тогда ни телевизора, ни радио, ни Интернета, то можно себе вообразить, что значили для читателей газеты и журналы. Они были буквально «окном в мир»...

Известен точный год – 1897-й, когда две крупнейшие городские газеты – «Петербургская газета» и «Петербургский листок» – получили разрешение цензурного ведомства помещать на своих страницах иллюстрации. До этого они были наполнены только текстами. Правда, у них были иллюстрированные еженедельные приложения, которые они сохранили и после 1897 года. Что касается «Санкт-Петербургских ведомостей», то в них картинки не печатались и иллюстрированных приложений к ним не было.

Обращаю внимание: речь тогда шла именно о рисованных иллюстрациях, а не о фотографиях, хотя, по стечению обстоятельств, в том же 1897 году началось и фактическое использование в газетном деле изобретенной еще в середине XIX века дешевой технологии производства полутоновых фотографических клише.

Однако газеты еще довольно долго продолжали печатать рисованные иллюстрации, а не фотографии. Дело в том, что при очевидных достоинствах фоторепортаж имел и свои слабые стороны. На плохой газетной бумаге, с малой контрастностью и грубым точечным растром фотография зачастую проигрывала штриховому черно-белому рисунку. Да и мобильность у рисовальщика с карандашом и блокнотом в кармане была гораздо выше, чем у фотографа с тяжелой камерой на штативе.

Полное торжество фоторепортажа наступит лишь в 1920-е годы, когда в обиход войдет компактная фотокамера. До тех пор фотографы фиксировали в основном заранее запланированные события, куда они могли прибыть заблаговременно.


– Как известно, картинка на газетной полосе играет особую роль. Так было всегда?

– Газетчики хотели иметь сенсацию в каждом номере, и они ее создавали с помощью картинки. Судя по росту тиражей, читатель принимал такие «правила игры». Ударное место на газетной полосе мог занять любой пустяк, например, история о провалившейся под лед и благополучно спасенной даме с двумя собаками. И когда на полосе рядом с неиллюстрированной новостью с балканской войны появлялась картинка, на которой жена замахивается утюгом на мужа, то понятно, какой из этих сюжетов должен был стать главным в восприятии читателей.

Иллюстрациями сопровождалась практически вся новостная линейка: политика, культура, спорт, скандалы, происшествия. И, конечно же, криминальная хроника, причем в «Листке» ее было гораздо больше, нежели в «Газете». Во всем спектре – от ареста шайки вооруженных грабителей до драки на свадьбе.

Газетчики особенно ценили максимально детализированный репортаж. Например, такой сюжет: служанка, которая мыла окно, падает на тротуар, юбка развевается, рядом летит ведро, из него льется вода, дворники в изумлении смотрят на все это... Или кувыркается с вышки, переворачиваясь в воздухе, ударенный током электромонтер. Мог ли кто-нибудь сфотографировать подобный момент? Да никогда. Поэтому в таких случаях рисунок – своего рода художественная реконструкция события, визуализация новости.

Есть и еще одно обстоятельство. Рисунок понятнее фотографии, поскольку художник уже удалил все ненужные детали и расставил акценты. Любопытно, что иногда одно и то же событие могло иллюстрироваться одновременно и рисунками, и фотографиями. Так было, например, с открытием памятника Александру III на Знаменской площади в мае 1909 года. И «Газета», и «Листок» в приложениях напечатали известные фотографии Буллы, а в основном тексте – зарисовки.


– Вам удалось определить авторов этих иллюстраций?

– С этим большие сложности. В «Листке» репортажные рисунки подписывались лишь изредка на самых первых порах. А потом все они печатались без указания авторства. Для газеты, кстати, очень много рисовал известный художник Иван Владимиров. Его рука видна, и хотя рисунки не подписаны, их можно отличить от других. Известно, к примеру, что он осуществлял архитектурный надзор за строительством Троицкого моста. А в «Листке» проходит в 1902 – 1903 годах масса рисованных иллюстраций с подробностями его сооружения. Ясно, что это дело рук Владимирова...

В «Газете» рисованная иллюстрация со временем постепенно пропадала. Ее сменила фотография, а рисунки появлялись лишь эпизодически (исключение – судебные репортажи). Исключения, правда, бывали очень интересными. Так, в ноябре 1911 года «сотрудник газеты П. Таврихин и художник Юша», переодевшись босяками, отправились странствовать по «дну Петербурга», опубликовав затем отчет об этом с рисунками.

Что же касается «Листка», то, вопреки техническому прогрессу, вплоть до закрытия газеты в 1918 году фотографии печатались лишь в приложениях, а в основном тексте присутствовали только рисунки. При этом тиражи «Листка» были высокие и стабильно растущие, значит, аудитории нравилась такая политика. Однако установить имена художников сегодня практически невозможно: архив редакции стал жертвой пожара в апреле 1918 года.

КСТАТИ

Для создания цифровой коллекции газетных иллюстраций целиком обработаны годовые комплекты «Петербургского листка» за 1897, 1902 и 1903 годы. Другие годы пока обработаны выборочно. Кроме самой иллюстрации сканируется сопровождающий ее текст. В дальнейшем в базе данных можно будет искать иллюстрации по ключевым словам, адресам, событиям, датам.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5655) от 04.03.2016.


Комментарии